Коррекционные школы стараются подготовить особенных детей к жизни в обычном мире

Социальная защита
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

О том, как учатся в такой школе, как складывается судьба выпускников, обозреватель газеты «Подмосковье сегодня» поговорила с детьми, родителями, преподавателями и экспертами.

Новое отношение

За корректным определением из медицинской карты «снижение интеллекта» скрывается целый мир. Это дети, их родители, учителя, специальные школы и училища, которые имеют право принимать таких детей. Ну и вся остальная жизнь.

Дети с таким диагнозом не имеют видимых поражений тела. На их жизнь и судьбу оказывает мощное влияние поражение интеллекта. Это трудно понять, особенно рядовому человеку, когда ребенок или подросток выглядит обычным, но нуждается в особом педагогическом подходе и заботе.

Раньше их называли гораздо более неприятными словами – «дефективные» или «дебилы». Теперь в ходу прилагательное «особенные». Смена определений показывает, что и отношение поменялось. Дверь в особый мир медленно приоткрылась.

Профессия – по списку

В школу VIII вида направляет медико-педагогическая комиссия. В такой школе упор делают на трудовое воспитание. Ребенок по особой программе учится до 16 – 17 лет. На этом школа заканчивается без всяких родительских кошмаров в виде ЕГЭ.

Но выпускник получает не аттестат о среднем образовании, а свидетельство. Это значит, что среднего образования у него нет. Жизненная дорожка сужается. Потому что продолжить обучение такой выпускник может только в специализированных профессиональных образовательных организациях, в которых созданы условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, объяснили мне в областном Министерстве образования. Это значит, что выпускник школы VIII вида получает профессию из утвержденного для этой категории граждан списка, а не какую хочешь. Список невелик.

Училищ, в которые берут выпускников школ VIII вида, в Московской области 28. Выучиться можно на маляра, штукатура, плиточника, каменщика, сантехника, слесаря, швею, садовника. Если будет спрос со стороны работодателя, то в список профессий добавят гладильщика, цветовода, гравера и рабочего по комплексному обслуживанию зданий.

На вопрос, где будут востребованы выпускники с такими специальностями и дипломами, директор Образовательного центра «Созвездие» Сергей Сюрин ответил жестко:

– Людей с умственной отсталостью нигде не ждут.

Любовь и труд

Игорь Андреевич Егорев работает директором Новопетровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII типа 28 лет. Школа – одна из лучших в Подмосковье. Об этом свидетельствуют и ухоженный двор, и хоккейная коробка, и футбольное поле, и витрина с наградами за спортивные и танцевальные победы. В школе работают 58 педагогов разной специализации и учатся 125 ребят. В выпускном классе 2015 года было девять человек.

Егорев 46 лет преподает физкультуру. Когда стал директором, получил высшее дефектологическое образование. Предмет свой не бросил.

Пока мы беседовали, он несколько раз сказал мне:

– Здесь нельзя деньги зарабатывать. Понимаете? Тут надо детей любить. Любых! – Егорев выделил интонацией последнее слово. Кроме любви, Егорев верит в труд. И педагогическая наука с ним полностью солидарна.

Кроме обязательного для девочек швейного дела и плотницкого ремесла для мальчиков, в школе действует парикмахерский факультатив. И работает парикмахерская «Постригушки». Это нравится и мальчикам, и девочкам. Но выучиться на парикмахера они не смогут. В списке Минобразования для них такой профессии нет.

Когда я спрашиваю, а что потом, после школы, Игорь Андреевич мрачнеет. Когда обучение в школе закончено, власть и возможности Егорева заканчиваются.

– Ребенка и после интерната надо вести, – говорит он. И излагает мне историю ученика Новопетровской школы Дениски, который уже отучился в Наро-Фоминском училище и попросил Егорева... забрать его обратно в интернат. В другом подмосковном городе есть у Дениски и мать, и бабка. И доля в квартире. Только его там не ждут. Там и Егорева не ждали – в квартиру не пустили. Сказали – ремонт.

– Вы понимаете, что он на метро не умеет ездить? – спросил директор.

– Так можно же научиться, – ответила я и по лицу собеседника поняла, что ляпнула что-то не то.

За годы руководства школой директор Егорев понял, что в люди выбиваются 30 процентов его учеников. И продолжает работать. Звал меня на открытие футбольного поля с трибунами и прочими аксессуарами. Жизнь и директору, и ученикам подбрасывает то помощь, то подлянку, но они не сдаются.

– Ребята, вы не должны пугаться, что попали в коррекционную школу. Из этой ситуации есть выход. Вы такие же, как все, – упрямо твердит директор своим ученикам.

Поделиться