Топ-модель по-русски: как работает самый известный в стране завод сборных моделей
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy81L2MyLzJjLzE0OTk1OTU5NjczMDE5NjkwMjYuanBn.webp)
Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]
Если ваше детство пришлось на 90-е годы, вы наверняка склеивали пластмассовые изделия из коробки с желтым логотипом лобненского завода «Звезда». Уже 27 лет крупнейший в России производитель сборных моделей радует не только детей, но и взрослых, выпуская пару-тройку новинок в месяц. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на производстве «Звезды» и выяснил, почему компания процветает, а ее продукцию оптом закупают даже китайцы и американцы.
НАЧИНАЯ С АНТИЧНОСТИ
– Не знаю почему, но наибольшим спросом сейчас пользуются модели гражданских самолетов, – рассказывает продавец находящегося на проходной завода магазина «Звезда-Хобби». – Народ к нам заходит самый разный. Детей примерно столько же, сколько и взрослых. Много военных в возрасте, которые сами прежде управляли военной техникой и хотят иметь маленькую копию «своей» боевой машины дома.
Появление завода «Звезда» – это удивительная для нашей страны история. Компания, которую в 1990 году основали энтузиасты во главе с Константином Кривенко, не просто превратила хобби ее создателей в прибыльный бизнес, но и стала целой эпохой в отечественном моделизме. Спустя три года после основания «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и обосновалась на Лобненской фабрике пластмассовой игрушки. Константин Кривенко полностью модернизировал оборудование предприятия, а за 27 лет у завода даже появился дополнительный производственный корпус. Сейчас «Звезда» является одним из крупнейших отечественных экспортеров игрушек: продукцию подмосковного завода можно найти в большинстве регионов России и 80 странах мира.
Мы входим в здание фабрики по длинному коридору. На стенах по обеим его сторонам висят фотографии, как это место выглядело в 60-70-х годах до прихода «Звезды». Сразу заметно, что традиции и историю здесь чтят. Есть и фото Константина Кривенко, которого не стало в 2014 году, но чувствуется, что и без «отца-основателя» завод не загнется. Сегодня в «Звезде» трудится более 270 человек, немало из них – с момента основания компании.
– Под нашей торговой маркой производится более 500 наименований продукции, каждый месяц две-три новые позиции проектируем и выпускаем, – рассказывает заместитель генерального директора «Звезды» Артем Радин. – Изготавливаем сборные масштабные модели военной и гражданской техники, авиации, флота и пехоты, охватывая многие исторические эпохи – от античности до наших дней. Сейчас, например, готовим МиГ-29СМТ.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy81LzcxLzg2L21nLTQ4NDYyMDI4MjI5LmpwZw.webp)
БЕЗ ВРЕМЕНИ
Процесс создания сборной модели крайне трудоемок. Начинается он со сбора информации о протопите, который планируется воссоздать в уменьшенном масштабе. Сотрудники компании ищут подходящие публикации в научно-популярных журналах и узкоспециализированных изданиях для моделистов. Нередко приходится обращаться в отечественные и зарубежные архивы и музеи. Нередко «Звезда» напрямую сотрудничает с производителями настоящей боевой и гражданской техники.
– Работаем исключительно с открытыми источниками, – говорит инженер-конструктор «Звезды» Александр Адамцов. – Нам ведь нужно только то, что поможет воссоздать внешний облик, начинка нас не интересует. Грубо говоря, будет проходить «МАКС» – мы приедем и по договоренности снимем нужные мерки. Некоторые производители техники нам сами предоставляют информацию. Например, «Боинг» нам как-то дал сведения о лайнере, который у них еще даже не взлетел. Наша модель в итоге вышла раньше, чем он выполнил рейс. Мы минимально потратили сил на разработку – корректная информация с самого начала позволила сэкономить. Многие производители самолетов идут нам навстречу – Туполев, Сухой, Ильюшин, зарубежные «Airbus» и «Boeing».
Это может показаться удивительным, но некоего временного стандарта, отводимого на производство каждой модели, не существует. Все зависит от того, какими чертежами и фотографиями располагают создатели. У конкретной машины свои сложности в проектировании: если много навесов и мелких выступов, зарисовать ее сложно в любом масштабе.
При этом наступление технологий на объемах производства пока не сказывается. Например, массовая продажа 3D-принтеров никак не отразилась на популярности «Звезды».
– В нашем случае важен именно процесс сборки, – объясняет Адамцов. – По сути, мы предлагаем покупателю 3D-пазл с инструкцией. Кроме того, уровень деталировки у нас выше, мы воссоздаем модели, близкие к оригиналу. Да и при всем желании на принтере напечатать что-то подобное будет гораздо дороже.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy81LzYyLzZiL21nLTQ3NzUuanBn.webp)
ГРАНУЛЫ И СУШКА
Нужную модель инженер-конструктор создает в 3D-программе и в ней же разбивает изделие на детали. Далее начинается изготовление металлической формы, в которой будет выплавляться пластмасса. Этот этап может занять полгода, а то и больше. Сами формы представляют собой массивные металлические ящики со специальными гидравлическими замками, помогающими форме не разомкнуться, когда в нее будет под давлением подаваться расплавленная пластмасса. Также по каналам охлаждения в форму подается вода. Все автоматизировано, и за работой цеха можно наблюдать бесконечно.
Отдельного слова заслуживает пластмасса. Для моделек на заводе используется полистерол, а для настольных игр – полипропилен. И то, и другое «Звезда» закупает в гранулах. На заводе под огромные мешки с гранулами выделено даже отдельное помещение – цех для сушки.
Перед подачей в конвейер пластмасса обязательно должна дойти до определенной температуры и влажности. В центре цеха для сушки располагается резервуар-воронка, куда и засыпается пластмасса. Отсюда гранулы летят по трубам к машинам в соседний цех выплавки. Сама по себе пластмасса прозрачная, но в ходе производства к ней добавляют серый краситель.
– Серые модельки мы льем специально, – раскрывает секрет фирмы Артем Радин. – У всей настоящей техники есть стыки на сшивке металла. Серый цвет делает наши модельки более похожими на оригинал. На белом пластике эти линии не так видны глазу, а в сером цвете из-за игры теней легче оценить, насколько качественно сделана модель.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy81LzYzLzRjL21nLTQ3MjIuanBn.webp)
ДОЛОЙ МАСКИ
Назвать среднее количество моделек, которое отливают на заводе за день, кажется, не может никто. Для большого корпуса четырехмачтового барка «Крузенштерн» необходим один цикл, для мелких моделек – совсем другой. Разное время уходит и на остывание пластмассы. Если сказать, что 1000 отливок происходит за день, то эта цифра где-то и совпадет, но далеко не всегда.
– Можно и 10 000 поставить теоретически, но на выходе будем иметь непонятно что – изделие не успеет остыть, а брак нам не нужен, – говорит заместитель генерального директора «Звезды».
Пожалуй, именно благодаря такому подходу «Звезда» и набрала популярность во всем мире. Модели у лобненской компании заказывают оптом и в розницу европейцы, китайцы и американцы.
– Мы одни из самых популярных производителей моделек в мире, – заявляет Артем Радин. – В пятерке точно. В России у нас есть конкуренты, но они не настолько популярны. Да и не буду я их называть, чтобы не популяризировать.
Клей и краску на заводе также разливают на отдельном конвейере в пластмассовые бутылочки собственного производства. Производство, несмотря на это, остается нетоксичным. Сотрудники «Звезды» не перемещаются по цехам в респираторах, а в воздухе не витают резкие отравляющие запахи. Окружающую среду лобненский завод тоже никак не отравляет: все излишки пластмассы сразу же отправляются в специальный резервуар и снова измельчаются в гранулы – такое вот безотходное производство.
Так цикл за циклом кипит жизнь на заводе «Звезда». Кажется, впору начинать водить сюда экскурсии: получится даже интереснее, чем в некоторых музеях. Тем более любителей сборных моделей в нашей стране благодаря «Звезде» выросло уже не одно поколение.