Как магнитом притянуло: где в Подмосковье можно приобрести уникальные сувениры местного производства

Зима в Подмосковье
из личного архива Дениса Слатова

Фото: [из личного архива Дениса Слатова]

По статистике магнитики на холодильник – самый продаваемый сувенирный продукт. Люди покупают эти вещицы с символикой мест, где они побывали, чтобы сохранить о них долгую память. Принято считать, что все подобные безделушки уже давно производятся в Китае. Оказалось, это не совсем так. Рассказываем, где в области можно отыскать по-настоящему уникальные сувениры, сделанные местными умельцами.

СЕРГИЕВ ПОСАД. СУВЕНИР С МОЛИТВОЙ

Троице-Сергиева лавра считается туристической жемчужиной Подмосковья. Столицу российского православия за год посещают около двух миллионов туристов, причем значительную их часть составляют иностранцы.

Магнитики с символикой монастыря здесь разлетаются вмиг. Сувенирку лавра заказывает сразу у нескольких поставщиков. Но наибольшей популярностью пользуются именно магнитики собственного производства. Их главная особенность – все они намоленные.

– Первоначально мы делаем заготовки из глины, к ним прижимаем резиновый штамп с картинкой, – поясняет руководитель мастерской отец Герасим. – Штампы тоже готовим сами в нашей лазерной мастерской. Эскизы для них делает брат Артур, он художник и гончар. Затем заготовки сушатся, после обжигаются в печи 8 часов, покрываются цветной глазурью и снова обжигаются, но уже 10 часов. Каждый этап сопровождается обязательной молитвой.

Отец Герасим руководит гончарной мастерской с 2015 года. Он признается, что на тот момент понятия не имел о керамике, а его основным церковным послушанием была колокольня. Но монах ответственно подошел к делу, которое ему поручили, и выучился гончарному мастерству.

Об объемах производства отец Герасим распространяться не стал. Но упомянул, что за один раз муфельная печь максимум может обжигать до 1000 магнитиков.

БОРОДИНО. УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

От изобилия магнитов в сувенирных лавках музея-заповедника «Бородинское поле» Можайского городского округа разбегаются глаза. По словам заведующей сектором по приему посетителей музея Александры Пистоновой, по продажам это самая популярная сувенирка, поэтому к ее закупке учреждение подходит очень ответственно.

– Наибольшим спросом пользуются деревянные магниты и рельефные, в виде книжек. Их мы закупаем сразу у нескольких поставщиков, – пояснила Пистонова. – Но самые лучшие и уникальные изделия нам поставляет предпринимательница из Коломны Маргарита Тумеркина.

Семейному предприятию Маргариты уже много лет. Оно выпускает барельефные магниты, которые невероятно популярны у туристов.

– У нас уникальная технология рельефного тиснения, она даже запатентована, – говорит Тумеркина. – Поэтому подробности производства наших магнитов я раскрывать не могу.

По словам Маргариты, самые продаваемые магниты в Бородинском музее – это сувениры с изображением памятника Кутузову, Спасо-­Бородинского монастыря или эпизодов самой битвы.

– Однако всегда нужно пробовать что-то новое. Иногда случайно можно найти неизвестный ранее символ, который быстро завоюет популярность у туристов, – добавляет Тумеркина. – Поэтому с заказчиком мы всегда выясняем, чего он хочет. Например, появился новый экспонат, его нужно запечатлеть в магните. Мы обговариваем, чтобы это было красиво и впечатляло людей.

Помимо Бородинского музея, уникальные магниты у мастера из Коломны заказывают Троице-Сергиева лавра, Новоиерусалимский музей и монастырь, Коломенский кремль.

– Например, по Новоиерусалимскому музею мы долго советовались, – вспоминает Маргарита. – Потом пришли к выводу, что ценность объекта не в зданиях и убранстве, а в музейной коллекции. Поэтому решили сделать линейку магнитов совершенно разной тематики: картины, изразцы, иконы. Для монастыря самым главным являлся магнит с изображением Кувуклии Гроба Господня – большой православной святыни.

МИКУЛИНО. НЕОЖИДАННАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ

С крупными туристическими объектами все понятно: магниты – обязательная составляющая их сувенирных лавок. Но оказывается, есть подобная продукция, посвященная совсем не популярным туристическим местам.

Так, в картинной галерее села Микулино городского округа Лотошино продаются деревянные магниты с деревенскими видами, расписанные вручную.

– Мы очень ими гордимся, – говорит директор галереи Элла Григорович. – Нам их поставляет микулинский художник Денис Слатов. У нас они быстро раскупаются.

Денис Слатов с детства занимается творчеством. Даже хотел стать профессиональным художником, но не сложилось. Зато мужчина успел перепробовать десятки других профессий: бармен, кладовщик, охранник, экспедитор. Но сейчас он серьезно сконцентрировался именно на магнитах. Это приносит ему и славу, и удовлетворение.

– На эту Масленицу я сделал несколько магнитов с реальными видами села Микулино: наш храм, деревянные домики, – рассказывает Денис. – Удивился, что на сельском празднике они разошлись за час. Элла Амировна (Григорович. – Прим. ред.) попросила меня сделать несколько штук и для своей галереи. Так и началось сотрудничество.

Слава о прелестных поделках быстро распространилась по округе. И Слатова просто завалили заказами. Уже через несколько месяцев он делал магнитики для домов культуры и музеев Шаховской, Солнечногорска, Лотошино, Волоколамска и других окрестных муниципалитетов.

– Например, для Солнечногорска меня попросили сделать бабушку, играющую на гармошке, – говорит художник. – Это что-то вроде символа города. Для Волоколамска я рисовал кремль, статуи панфиловцев в Дубосеково, ладью на бревнах.

В среднем за день Слатов делает 7 сувениров. Продает свои изделия художник за 150 – 300 рублей.

СЕРПУХОВ. ЗУБРЫ-МОДЕЛИ

Магниты, продающиеся в сувенирном магазине Приокско-террасного заповедника под Серпуховом, тоже собственного производства. Их делает сам директор магазина Александр Куличенко. Формат изделия простой, но самый популярный у туристов: живописные мини-фотографии в пластиковых футлярах.

– Символ нашего заповедника – зубры, – улыбается Куличенко. – Поэтому магниты с их изображением – самые продаваемые.

Фото для сувениров Александр использует тоже свои. Сделать качественные кадры, по его словам, помогает как раз близкое знакомство с зуб­рами.

– Я знаю, к какому животному можно подойти очень близко, – поясняет Куличенко. – Есть зубры агрессивные, а есть добрые, флегматичные. Таких можно хоть с рук кормить. И они с удовольствием позируют.

ГРЕМЯЧИЙ КЛЮЧ. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Такой же формат производства магнитов успешно освоил предприниматель из Сергиева Посада Вячеслав Борисов. Свою продукцию он продает на знаменитом чудодейственном водопаде Гремячий ключ в Сергиевом Посаде.

– Несмотря на то что к водопаду до сих пор не проложена дорога, это место каждые выходные привлекает тысячи туристов, – поясняет Вяче­слав. – Мы выпускаем закатные магниты на металлической основе. Раньше я занимался производством металлической мебельной фурнитуры, но после кризиса 2008 года это стало невыгодно. Перешел на магнитики.

Борисов делает сувениры не только для Гремячего ключа, но и для Троице-Сергиевой лавры и сувенирных лавок Сергиева Посада.

КРИЗИС СПАС

Таким образом герои материала полностью опровергают предположения, что сувенирная продукция производится исключительно в Китае. Однако, как говорит Тумеркина, так было не всегда.

– На самом деле люди в чем-то правы, – поясняет Маргарита. – Раньше почти все магниты, продаваемые у нас, действительно были родом из Китая. Китайцы их производят за бесценок, поэтому нам, местным производителям, было трудно конкурировать.

Как это ни странно, подмосковным мастерам помог валютный кризис 2014 – 2015 годов. После взлета доллара расценки на китайскую и отечественную продукцию выровнялись. Местные производители воспряли духом. И на рынок вышло множество ремесленников, начавших делать магниты вручную.

– Но стоимость таких вещей не может быть три копейки, – уверена Маргарита. – А самая продаваемая база до сих пор низший ценовой сегмент. Поэтому многие крупные туристические объекты до сих пор везут магнитики из Китая вагонами. Но стоит отметить, что эксклюзивных моделей местного производства появляется все больше.

Поделиться