По данным Ассоциации туроператоров России, только летом этого года столичный регион принял более 5 млн туристов. Подмосковье попало в топ-5 осенних туристических направлений для жителей Центрального федерального округа.
Туристические маршруты одного дня на электричках становятся все более популярными среди москвичей. Уже сейчас количество путешественников по городам Подмосковья увеличилось более чем на треть по сравнению со всем прошлым годом. Такие данные предоставило АО «ЦППК», крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик России.
Чуть менее популярный способ добраться до подмосковных городов – автобус. В основном это связано с пробками на дорогах в выходные и праздничные дни.
Как отмечают в турагентствах, примерно на 50 процентов турпоток в Подмосковье состоит из одиноких жительниц столицы, а также пенсионерок. Но если последних больше всего интересуют паломнические туры по святым местам, молодые москвички предпочитают комбинированные путешествия и гастрономические туры. На втором месте – семьи с детьми. Программы составляют так, чтобы было интересно и взрослым, и маленьким путешественникам. Плюсы организованных туров очевидны. Не надо ни о чем думать: как добраться до музея, где поесть, что посмотреть. А если поехать с ночевкой, то можно выбрать экспресс-программу и побывать за выходные более чем в 12 областных музеях, кремлях и заповедниках.
Третью группу туристов составляют любители индивидуальных путешествий на личных автомобилях.
Самые популярные туристические направления в Московской области – Коломна, Зарайск, Истра, Серпухов, Дмитров, Сергиев Посад, Клин и Солнечногорск.
Туроператоры отмечают, что 70 процентов однодневных путешествий сконцентрированы на северо-западе области. Москвичи больше предпочитают комбинированные туры. Это и монастыри, и усадьбы, и фермерские хозяйства. С точки зрения концентрации усадеб и их самобытности у Подмосковья нет конкурентов. Более 320 исторических усадеб сосредоточены в области. Растет интерес к агротуризму. Москвичам любопытно окунуться в сельский образ жизни и даже принять участие в традиционном труде: уходе за животными, приготовлении деревенского обеда. Такой вида туризма очень развит в Испании, Италии, Франции.
Наиболее активным спросом сейчас пользуются гостиницы, отели и горнолыжные базы на период новогодних праздников и зимних каникул. В прошлом году их загрузка доходила до 100%.
По официальным данным, в 2016 году туризм приносил бюджету Московской области менее 1% доходов. Но за несколько лет этот показатель удалось повысить до 5%. Теперь же у властей планы еще масштабнее – к 2024 году увеличить туристический поток в два раза.