Любовь к музыке, женщинам и «The Beatles»: Вячеслав Малежик дал искреннее интервью о своей жизни
Фото: [Михаил Воскресенский/РИА Новости]
Соскучившись по встречам в творческой гостиной, мы решили взять интервью у Вячеслава Малежика. Популярный и любимый в народе музыкант на предложение побеседовать отреагировал просто и безо всякого пафоса. О жизни и творчестве, любви, славе и вдохновении артист откровенно рассказал корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня».
ВЫБРАЛ МУЗЫКУ, А НЕ СОПРОМАТ
Диалог со звездой наш журналист решил начать с собственного воспоминания. Впервые он увидел Малежика осенью 86-го года в популярной «Утренней почте» – с песней «Мозаика».
– С того момента телевизор Вас полюбил, а за ним и широкий зритель. Знаю, что и до этого у Вас была обширная карьера в рамках музыкальных коллективов. «Мозаика» стала прорывом в мир сольного представительства, или это только мои собственные впечатления?
– Нет, еще чуть раньше хорошо «зашла в народ» песня «200 лет», больше памятная по строкам «200 лет, кукушечка, ах, как же это мало, нагадала б ты мне лучше счастья хоть на год!». После нее я и замелькал в телевизоре. Ну а когда меня позвали исполнителем и ведущим в передачу «Шире круг», тем более стал узнаваем.
– Прочел, что работали Вы в составах таких музыкальных групп, как «Веселые ребята», «Пламя», «Голубые гитары». Что побудило Вас оставить эти популярные коллективы и обратиться к сольному творчеству?
– Банальная жажда самореализации. Это путь многих задолго до меня и многих после. Того же Добрынина, Антонова…Глядя на них, завидовал их самостоятельности, расширению творческих рамок. В какой бы музыкальный коллектив я ни приходил, везде ситуация была примерно одинаковой – собственное мое творчество особо не приветствовалось и было никому не нужно. Что логично для формата группы, ведь чем ярче исполнитель, тем больше с ним хлопот. Постепенно я устал от того, что меня искусственно притормаживают. Ну, а приближение своего сорокалетия я посчитал последним шансом вскочить на подножку поезда, увозящего меня в индивидуальное творчество. Вообще-то песни я писал, что называется, с младых лет, выступая еще в институтской художественной самодеятельности.
– Поскольку уже первым вопросами я нарушил хронологию вашей биографии, давайте тогда к студенчеству и обратимся. У Вас инженерное образование, не так ли? По специальности поработать удалось?
– Мало того, что поработал, я еще и диссертацию начал писать и даже кандидатский минимум успел защитить. «Определение максимальных границ комплексности» — так называлась моя работа, ведь я трудился во ВНИИ стандартизации. Когда говорю об этом, читаю в глазах собеседников: «Ничего скучнее не мог выбрать?». Пожалуй, это и правда не было моим призванием.
– Действительно, необычный начальный выбор пути для человека с музыкальным образованием. Вы основное для вас образование когда получили?
– Задолго до инженерной специальности. Учась в обычной школе, закончил еще и музыкальную. По классу баяна.
– Но на баяне не остановились, верно?
– Конечно. Я много на чем играю: на гитаре, на рояле, на губной гармошке, на другом всяком разном.
БИТЛОМАНЫ НАВСЕГДА
Имидж Малежика, особенно ранний, визуально очень напоминал образ парней из «The Beatles».
— Случайным ли было это совпадение?
– Конечно, нет. «Битлз» были моими кумирами, моими учителями. Я рос и взрослел вместе с ними. Увлекшись еще в пору исполнения ими довольно простых рок-н-рольных композиций, я вместе с ними затем постигал и более сложные музыкальные лады. По отношению к «Битлз» мы тогда воспринимали друг друга и людей вокруг, и свою любовь пронесли через годы. Душа всегда по-особому откликается на знакомые ноты. Да мы и сейчас, немолодые дядьки и тетки, распознаем битломанов друг в друге вне зависимости от окружения.
– Если двигаться по волне воспоминаний, какая из собственных песен Вам самому наиболее нравится?
– Строго говоря, на этот вопрос ответить сложно, поскольку непонятно, по каким параметрам оценивать. Например, есть композиции, сделавшие мне имя, облегчившие мой собственный комфорт в бытовом плане, давшие возможность путешествовать. Всегда любил новую песню, как новую девчонку. Ну а пишу я только то, что трогает в первую очередь меня самого, а как это отзовется в душе слушателя, мне заранее неведомо.
– Написание чего Вам дается легче: стихов или музыки?
– Как правило, музыку я пишу на уже существующие стихи, не наоборот. Причем, это стихи очень приличных авторов. Таких, как Юрий Ремесник, Михаил Танич, Павел Хмара, Александр Смогул…Строки этих поэтов были настолько масштабны и качественны, что и музыке задавали определенный уровень, ниже которого я не мог опускаться. Даже при использовании собственных стихов, которые, в свою очередь, тоже не должны были сильно проседать. Конечно, общение с этими мэтрами жанра не сводилось к утилитарному потреблению их стихов. У кого-то брал и жизненные уроки, с кем-то по-настоящему дружил.
ПОДМОСКОВЬЕ РАСПОЛАГАЕТ К ТВОРЧЕСТВУ
– На многочисленных записях с Вашим участием я видел и знакомые подмосковные ландшафты. Есть ли у Вас, коренного москвича, какие-то знаковые места в пределах области?
– Конечно. Московскую область я исколесил всю, и как гастролер, и как отдыхающий. А любимым местом, пожалуй, назову Рузский округ. Здесь и дачу построил — в месте, которое многие называют Рузской Швейцарией. Тут и экология замечательная, и природа располагает к отдыху, да и к творчеству.
– По географии, по крайне мере подмосковной, прошлись. А если про историю? Какой отрезок прожитой жизни, год, десятилетие, можете оценить как наиболее интересный, запоминающийся?
– Я благодарен богу за то, что он послал мне достаточно разнообразную жизнь, каждое десятилетие которой было окрашено в свой цвет и приносило свои эмоции, которые я с удовольствием вспоминаю. В моем возрасте, а мне уже 76 «треснуло», эти воспоминания отчасти заменяют отсутствие привычной динамики. Сказывается накопленная усталость, трудоспособность уже не та. Хотя, главное, что не позволяет отдаваться творчеству с прежней энергией, это то, что мой зритель тоже, если не постарел, то уж точно очень повзрослел. Это люди категории «40+», «50+». А на популярность в молодежной среде, на которую в основном и ориентирован шоу-бизнес, мне претендовать глупо. И в какой-то степени пошло. Смотреть на ровесников, когда они пытаются заигрывать с молодыми и демонстрировать, что молоды душой, мне неловко.
БЛАГОДАРНАЯ ПУБЛИКА И ЛЮБИМАЯ ЖЕНА
– Отошлю Вас к еще одному эпизоду, упоминание о котором встретил в ваших книгах. Когда в 1986-м Вы давали концерт в расположении одной из воинских бригад 40-й армии под городом Джелалабадом в Афганистане, зрители вынуждены были покидать свои места, уходя в боевые дежурства. А Вы пели перед постепенно пустевшими рядами расставленных скамеек, пока на них оставались лишь санитарки да поварихи. Есть ли в нынешнем времени какие-то отголоски подобных событий?
– Еще бы. Я, разумеется, и сейчас пою перед военными людьми. Это очень благодарная публика, которая тепло встречала меня в госпиталях для раненых СВО, где я выступал уже дважды. Если уж покалеченные в бою люди собрались меня послушать, неужели я не превозмогу свою болячки ради концерта в их честь?
– Про семью спрашивать не стану, и так видел, насколько часто Вас теребят подобными вопросами. Но вопросов о вашей супруге нам не избежать. Вы ведь вместе уже много лет?
– Да, постепенно движемся к золотой свадьбе. За почти полвека в нашей общей жизни всякое бывало. И хотя любовь к жене не мешает мне замечать женскую красоту вокруг, но тема шумных богемных страстей с привлечением публичного внимания нас счастливо миновала. Так что мне повезло с Таней, а ей, надеюсь, со мной. На концертных выступлениях мы с нею часто поем вместе, правда, наш дуэт популярен менее меня как солиста, поскольку реже попадал в телеэфир.
«НИЧЕГО СОЧИНЯТЬ НЕ УМЕЮ»
Помимо музыки Малежик еще и занят писательской деятельностью.
– Пишите Вы очень хорошо. Свидетельствую, как журналист. Таким легким слогом, гармоничным и западающим в память так же, как и ваши песни. Судя по отзывам, читатели так же живо реагируют на ваше письменное творчество, как и на музыкальное. А значит, могли бы стать и писателем?
– А я и стал им отчасти. Непрофессиональным, конечно. Вышло семь моих книг. Стоит заметить, что именно эстрадное творчество подарило мне все описываемые сюжеты. То, чем я делюсь с читателем – абсолютная правда, ничего сочинять я не умею, да и не приходится, только вспоминать да описывать.
– Думаю, что, когда Вы берете в руки гитару, поклонницы млеют и по сию пору. Я прав?
– Уж и не знаю, как сказать, чтобы постараться обойтись без фривольностей. Мои близкие шутят, что давать мне в руки гитару в присутствии женской аудитории — это как браконьера пускать в заповедник. Ничего против такой оценки не имею, пусть так будет и дальше.
Ранее в интервью нашему изданию актриса Дина Корзун раскрыла секреты своей карьеры.