Мощи Иннокентия Московского – апостола Русской Америки

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры покоятся мощи митрополита Иннокентия Московского и Коломенского – просветителя алеутов, колошей, кадьяков, якутов и других коренных народов восточной Сибири, Камчатки и Аляски. Более сорока лет святитель Иннокентий провел в русских владениях в Америке, путешествуя с проповедью Евангелия по землям северных племен на оленьих и собачьих упряжках, на байдарках и кораблях. Святитель Иннокентий стал первым епископом основанной в 1840 году Камчатской, Курильской и Алеутской епархии, однако последние годы своего святительского пути провел в Москве, став преемником на московской кафедре митрополита Филарета (Дроздова).

Святитель Иннокентий – в миру Иван Попов – родился в селе Ангинском Иркутской епархии в 1797 году в семье пономаря Ильинской церкви. Отец мальчика рано скончался, и сироту взял на воспитание его родной дядя диакон соседнего села Дмитрий Попов. Будучи вдовцом, тот скоро принял монашеский постриг с именем Давид, и через недолгое время был переведен служить при архиерейском доме в Иркутск. Давид часто брал племянника Ивана в город, приобщал к грамоте, церковной службе и ремеслам.

Со временем юноша был зачислен в духовную семинарию, где по обычаю той эпохи, получил новую фамилию – Вениаминов. Так его нарекли в память о почившем незадолго до этого иркутском архиерее Вениамине, которого очень почитало местное духовенство и народ.

В конце курса семинарии ректор выбрал Ивана Вениаминова для продолжения обучения в Московской духовной академии, однако Богу было угодно, чтобы судьба талантливого юноши сложилась иначе. Река Ангара вскрылась раньше обычного и надолго прервала связь между семинарией и домом ректора, который стоял на другом берегу. Не зная ничего о планах ректора, Иван Вениаминов за это время женился. По правилам, в Академию не брали женатых студентов, и из-за этого недоразумения, будущий святитель не смог продолжить обучение в столице.

Через четыре года отец Иоанн Вениаминов получил место приходского священника в Благовещенской церкви Иркутска. Он успешно служил в своем обеспеченном приходе и едва ли помышлял о подвигах миссионерства на отдаленных островах Аляски. Однако все вновь решил случай – среди прихожан его церкви в Иркутске появился некто Иван Крюков, который многие годы прожил среди алеутов – обитателей острова Уналашка (в настоящее время территория США). Отец Иоанн подружился с семьей Крюкова, вечерами часто слушал его рассказы о неведомом северном крае, о быте и нравах островитян.

В 1823 году Российско-американская компания попросила иркутского архиерея прислать на остров Уналашка православного священника. Желающих ехать добровольно в эту дикую страну не нашлось, поэтому владыка велел бросить жребий среди четырех местных диаконов. Вытянувший путевку на Уналашку диакон, вопреки уговору, наотрез отказался от миссии и сказал:

«Лучше пойду в солдаты, чем поеду в Америку!»

Неожиданно его место вызвался занять священник Благовещенской церкви отец Иоанн Вениаминов – будущий святитель Иннокентий. Вероятно, благодаря рассказам Крюкова, его давно влекло в эту страну.

На попечении отца Иоанна были жена, годовалый сын, престарелая мать и родной брат. Все они должны были ехать вместе с ним. Родные умоляли отца Иоанна не спешить, но слезы, уговоры жены и матери не поколебали твердое решение подвижника потрудиться для проповеди Евангелия. Путь из Иркутска на Уналашку пролегал через Якутск по сибирской реке Лене на барже, затем тысячу верст верхом до Охотска, и оттуда по морю много миль на судне Российско-американской компании.

Отец Иоанн прибыл на Уналашку в июне 1824 года и уже через два дня служил первую литургию в небольшой деревянной часовне. В 1826 году его стараниями на Уналашке появился первый православный храм, освященный в честь Вознесения Господня. Престол и иконостас в этой церкви были сделаны руками самого миссионера.

Алеуты отличались мирным характером, поэтому с уважением отнеслись к прибывшему миссионеру, охотно слушали его проповеди и часто сами просились принять крещение. Отец Иоанн быстро выучил их язык и, кроме того, обучил островитян многим неизвестным им ремеслам: плотницкому, кузнечному, столярному.

Отец Иоанн прожил на Уналашке десять лет, не выезжая никуда, кроме соседних маленьких островов. В этих довольно опасных морских путешествиях на самодельных байдарках будущего святителя сопровождал его родной брат Стефан. Отец Иоанн перевел на алеутский язык Евангелие от Матфея и православный катехизис, крестил множество алеутов.

В 1834 году миссионер был переведен в столицу Русской Америки – город Новоархангельск, располагавшийся на острове Ситхе. Здесь обитали колоши –племя, которое резко отличалось по характеру от мирных алеутов Уналашки. Воинственные, независимые и верные своим шаманам и ведуньям, они враждебно встретили русского пришельца.

В 1836 году случилось бедствие, которое смягчило нрав этого свирепого племени. Эпидемия ветряной оспы охватила селения колошей, унося множество жизней. Колдовство и заклинания шаманов оказались бессильны перед страшной болезнью. В последней надежде колоши обратились за помощью к русским. Доктор, служивший в компании, сделал островитянам прививки, после чего эпидемия пошла на спад. После этой услуги колоши стали заметно дружелюбнее к русским, в том числе и к православному священнику.

В 1838 году вместе с дочерью Феклой отец Иоанн отправился в Санкт-Петербург на корабле «Николай». Это почти кругосветное морское путешествие продлилось около года. Путь полный опасностей лежал через Сандвичевы острова, Таити и мыс Горн. Прибыв в Санкт-Петербург, отец Иоанн лично познакомился с митрополитом Серафимом, обер-прокурором Синода Протасовым и московским митрополитом Филаретом (Дроздовым).

В январе 1840 года миссионер, который все еще находился в Санкт-Петербурге, получил горестную весть о неожиданной кончине супруги. Это испытание стало поворотным в его судьбе. Владыка Филарет стал убеждать отца Иоанна принять монашеский постриг, чтобы затем стать первым епископом дальних северных стран, где на протяжении пятнадцати лет проповедовал Евангелие. Просветитель дал свое согласие. В иночестве отец Иоанн Веньяминов получил имя Иннокентия в честь святителя Иннокентия Иркутского (1680-1731) – первого епископа Восточной Сибири.

Посвящение архимандрита Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского состоялось в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В новом сане владыка Иннокентий распространил миссионерскую деятельность далеко за пределы Алеутских остров. Путешествуя по Камчатке, Азии и Восточной Сибири, он направил православную миссию на чукчей, околшей, каряков.

«Свет Евангелия начинает распространяться с нашей стороны и за пределы китайской границы», – писал святитель Иннокентий в то время.

После присоединения в 1854 году Амурской области, в Камчатскую епархию вошли земли, в которых проживали буряты, якуты и тунгусы. В Якутске владыка прожил семь лет, постоянно путешествуя в Иркутск, Благовещенск, на Камчатку, порой только чудом оставаясь в живых во время бурь и кораблекрушений.

19 ноября 1867 года скончался митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Владыка Иннокентий, находясь в Благовещенске, получил телеграмму о том, что ему выпал жребий возглавить московскую кафедру после знаменитого святителя. Таким образом, последние десять лет своей долгой и полной приключений жизни апостол народов Сибири и Русской Америки провел в древней столице.

Однако и до переезда в Москву святитель Иннокентий неоднократно бывал в обители преподобного Сергия, где нашел впоследствии последний приют. Еще в 1841 году святитель Филарет писал наместнику Троице-Сергиевой лавры Антонию:

«Примите, отец наместник, подобающим образом преосвященного Иннокентия Камчатского-Алеутского и образом в обители благословите».

Годом ранее в поворотный момент своей судьбы будущий святитель отслужил в Троице-Сергиевой лавре панихиду о своей рано скончавшейся супруге.

В 1841 году святитель Иннокентий подыскивал именно в Троицкой обители достойных людей для службы в Сибири и на Камчатке. В одну из таких поездок в лавру к Иннокентию явился лейтенант Краснопевков, который просил принять его в число сотрудников. Проницательный владыка угадал, что молодой человек был плохо готов к миссионерской деятельности в суровых условиях севера. Краснопевков стал помощником преосвященного спустя много лет, когда тот стал митрополитом Московским.

В период управления Московской епархией святитель Иннокентий также не раз посещал Николо-Угрешский монастырь. Вот что он говорил угрешскому архимандриту Пимену:

«Обитель ваша – вторая лавра в Московской епархии; я монастыри теперь все знаю, лучше вашего не видал».

Московское подворье Православной церкви в Америке

Во второй свой приезд в Угрешу после торжественной службы он вместе с архимандритом Пименом рассматривал подмосковные церкви и села, которые виднелись в дали за рекой Москвой. Внимание святителя-миссионера привлекло село Остров с его шатровой церковью. Угрешский архимандрит рассказал о том, что в Острове от владельца Киселева и графа Орлова-Чесменского осталось множество пустующих теперь построек. Владыка Иннокентий благословил создать в этих зданиях в селе Остров богадельню для вдов и сирот духовного сословия.

В 1869 году святитель Иннокентий посетил Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где велел отслужить молебен перед чудотворной Черниговской иконой Божией матери, явленной в Пещерной обители скита. Иннокентий лично пообщался с крестьянкой Феклой Андрияновой, с чудесного исцеления которой 1 сентября 1869 года и началось почитание этой подмосковной святыни.

Святитель Иннокентий скончался в 1879 году в Москве и был погребен в Троице-Сергиевой лавре изначально в церкви Филарета Милостивого рядом с могилой своего предшественника митрополита Филарета (Дроздова). Канонизация митрополита Иннокентия состоялась через сто лет в 1977 году по инициативе Православной церкви в Америке, которая исторически возникла благодаря трудам русских подвижников-миссионеров. В 1994 году мощи святителя Иннокентия были обретены и положены сначала в Духовской церкви, а после – в серебряной раке в Успенском соборе лавры, где честные останки подвижника пребывают до настоящего времени.