Покровская церковь в селе Боршева

Истории святынь Подмосковья
12:16, 23 мая 2022
3437
Добавить в Мои источники
Фото: [ Антон Саков \ Подмосковье Сегодня ]

Кирпичный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Боршева находится на Рязанском шоссе в четырех километрах к юго-востоку от Бронниц. Церковь была построена усердием прихожан в 1903 году на месте деревянного храма 1738 года. Древняя Брошевская волость дала имя старой дороге на Коломну, по которой, согласно летописи, выдвинулся из Москвы со своей частью войска князь Владимир Андреевич Храбрый на сражение с Мамаем. Село Боршева упоминалось в летописях в связи с осадой Москвы ордынцами в 1451 году и неудачной битвой русского отряда с польским воеводой Млоцким в Смутное время.

История села Боршева Раменского городского округа, возможно, восходит к одному из древнейших поселений Подмосковья – так называемому Брашевскому городку, который был основан в XI веке в пойме реки Москвы. Волость Брашева или Брошева упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты в 1328 году, а также в грамотах его потомков – московских князей Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича.

Великий князь Василий Темный в завещании супруге упоминал в числе Коломенских волостей этот древний городок: «А из удела сына своего Иванова из Коломны даю своей княгини волостей: городок Брашева и с сельцом и с Гвоздною и с Иваном». В XIV-XVIII веках селение стало центром одноименной Брашевской волости Коломенского уезда.

Название этой волости в древних документах встречается в разных вариантах: Брашево, Брошево или Боршева. От нее получила имя древняя дорога из Москвы в Коломну, примерно совпадавшая с современным Рязанским шоссе. В сказании о Мамаевом побоище она названа Брашевской. От Брашевской дороги, в свою очередь, получили имена древний Брашевский перевоз и Брашевский холм.

Двадцатого августа 1380 года русское войско вышло из Москвы к месту сражения с Мамаем. Великий князь Дмитрий Донской рано утром отслужил молебен в Успенском соборе Кремля, поклонился мощам митрополита Петра и гробам своих предков в Архангельской церкви, простился с женой и детьми. Он выступил с двоюродным братом серпуховским князем Владимиром Андреевичем и союзными удельными князьями из Москвы к условленному месту сбора в Коломне. Огромное войско разделилось на три колонны, каждая из которых двигалась своим путем.

Первая колонна, впереди которой шел князь Федор Романович Белозерский, шла по Болвановке. Эта дорога начиналась от тогдашней восточной окраины Москвы вблизи церкви Николы на Болвановке. Вторую колонну вел сам великий князь Дмитрий Донской по Котловской дороге. Наконец, третья колонна, которой командовал князь Владимир Андреевич Храбрый, двигалась по Брашевской дороге к одноименному перевозу через реку Москву. В летописи сказано: «Князь великий Дмитрей отпустил брата своего Владимера на Брашево дорогою, бо незместилося войско все единою дорогою».

Вот как описывал это движение войск историк Николай Костомаров: «Ополчение двинулось. Ударили в варганы, затрубили ратные трубы; ржание коней переливалось с громом военной музыки. Ополчение стало разделяться. Владимир Андреевич пошел на Брашево, к нынешним Бронницам; Белозерские князья по Болвановской дороге, а сам Димитрий по дороге на Котел».

В исторической литературе встречается мнение, что «Красный» Брашевский перевоз, по которому с войском перешел реку князь Владимир Андреевич Храбрый в 1380 году, находился в районе деревни Заозерье и села Чулково Раменского района. В частности, Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» отождествлял Брашевский перевоз с Боровским, который находился рядом с Мячковским (Боровским) курганом, то есть рядом с Заозерьем.

Историк М.Н. Тихомиров также полагал, что древняя Брашевская дорога вначале пролегала по левому берегу Москвы-реки, направляясь через Угрешу к перевозу у впадения реки Пахры в Москву возле Боровского холма. После переправы Брашевская дорога продолжалась по правому берегу реки до Коломны, примерно совпадая с современной автомобильной трассой. Этой версии придерживались инициаторы установки памятного знака у моста в Заозерье. «Брашевский городок» в таком случае мог находиться неподалеку от села Михайловская Слобода на месте Приказчикова кургана.

Однако существовало и другое мнение. Писатель Н.Д. Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» (1844) утверждал, что «Красный» Брашевский перевоз находился непосредственно в окрестностях села Боршева в пяти верстах от Бронниц. Иванчин-Писарев упоминал холм неподалеку от села Боршева, который имел триста шагов в окружности, только по высоте уступая известному Мячковскому кургану. Именно его он называл Брашевским холмом.

У самого берега Москвы в окрестностях Боршева писатель также видел место древней переправы, возможно, того самого Брашевского или Красного перевоза. Иванчин-Писарев предположил, что его создателем мог быть еще владимирский князь Всеволод Большое Гнездо, который подолгу проживал в Коломне и переходил реку в этом месте, когда желал посетить Москву – город, построенный его отцом князем Юрием Долгоруким. Вот что писал Иванчин-Писарев об этом месте: «Переправа Владимира Храброго на пути к Коломенскому соборному месту, откуда следовало двинуться ратям против Мамаевых полчищ! Едва ли какое другое место может более оправдать название красного».

Хотя место переправы Владимира Храброго на пути к полю Куликову остается спорным, два более поздних исторических события несомненно связаны с селом Боршева под Бронницами. В 1451 году князь Василий Темный выступил из Москвы к Коломне навстречу ордынскому царевичу Мазовши, сыну хана Саид-Ахмата. Прибыв к селу Боршева, московский князь узнал, что противник уже находился недалеко от столицы, и поспешно вернулся в Москву. Враг осадил Москву, но после первого неудачного штурма кремля отступил и повернул обратно в степи.

В летописях XVII столетия при описании битвы князя Мосальского с польским воеводой Млоцким и изменником Сальковым упоминается село Боршева в трех верстах от Бронниц. Скорее всего, имелся в виду соседний Боршевский (Брашевский) погост, где и стоял издавна Воскресенский храм. Здесь еще в XIX столетии оставались многочисленные курганы – могилы убиенных интервентами русских воинов.

По преданию, первый Воскресенский храм стоял за Брашевским холмом, о котором говорил Иванчин-Писарев. Позднее он был перенесен вместе со старинными надгробными памятниками на нынешнее место ближе к дороге. В 1738 году была построена новая деревянная церковь Воскресения Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. В 1852 году усердием местных прихожан Воскресенская церковь была обновлена.

К концу XIX столетия храм вновь сильно обветшал, колокольня угрожала обрушением, поэтому в 1903 году был построен новый каменный Воскресенский храм, сохранившийся до нашего времени. После революции церковь в Боршево была закрыта и разорена. В 1989 году началось восстановление церковной жизни и реставрация здания. Было воссоздано пятиглавие, уничтоженное в период забвения, и построена колокольня, которую так и не успели возвести до революции. С этого времени церковь стала именоваться Покровской.

На другом берегу реки Москвы в этой же местности существовал еще один храм – на Николаевском погосте в урочище Никола-Роман. По преданию, прежде здесь располагался мыт (таможенный пункт), который принадлежал Роману Юрьевичу Захарьину – родоначальнику царской династии. Позднее здесь был построен храм Николая Чудотворца, первое документальное упоминание о котором относится к 1631-1633 годам. В дозорных книгах за 1680 год мы находим краткое его описание: «В Гвоздинской волости, на Брошевке, у Москвы реки, погост, на нем церковь во имя Николая Чудотворца деревянная… церковь построена исстари». Деревянный Никольский храм на погосте Роман просуществовал вплоть до 1940-х годов.

Автор: Антон Саков
вверх