Самый старый храм Подольска

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Воскресенская церковь была построена в 1728 году на высоком берегу Пахры в старинном торговом селе Подол. После губернской реформы Екатерины II село было преобразовано в уездный город Подольск, и церковь стала считаться соборной. В первой половине XIX столетия богатые купцы начали строительство в Подольске нового пятиглавого Троицкого собора в стиле ампир, и с 1825 года старая Воскресенская церковь утратила свой прежний статус. Храм стал считаться кладбищенским, а в советские годы был закрыт и перестроен. Однако этот древний очаг духовной жизни Подольска все же сохранился до нашего времени.

Деревянная церковь Воскресения Христова в селе Подол («Пехра тож») упоминалась в писцовых книгах за 1627-1628 годы и в дозорных книгах 1680 года. В этот период земли нынешнего Подольска относились к числу вотчин московского Данилова монастыря. В 1722 году в документах значилась деревянная церковь, а шесть лет спустя началось возведение каменного храма, сохранившегося, несмотря на поздние искажения и перестройки, до нашего времени. Материалом для строительства стал традиционный для этих мест белый камень.

В бумагах Синодального казенного приказа 1728 года значилось следующее: «Июля четвертого числа запечатан указ о строении церкви по челобитью Данилова монастыря, что при Москве, игумена Герасима с братиею, велено построить в вотчине их в московском уезде, в селе Подоле, на старом церковном месте, вновь каменную церковь во имя Воскресения Христова, да в приделе Николая Чудотворца».

В 1781 году по именному указу императрицы Екатерины II был учрежден Подольский уезд Московской губернии, а село Подол на реке Пахре наречено городом Подольском. Селение получило необходимые атрибуты города: были построены дворец, дом присутственных мест, народное училище, а Воскресенская церковь стала считаться соборной. В 1790 и 1798 годах церковь расширили – были пристроены Троицкий и Никольский приделы.

В 1813 году подольский городничий коллежский советник Алексей Андреевич Романов признал, что старый Воскресенский собор уже не может вмещать всех богомольцев из-за роста городского населения. «Будучи устроенной судя по количеству жителей того времени, по тесноте своей не вмещает и половинного числа нынешних жителей противу прежнего», – писал в ходатайстве городской глава. Рост населения и подъем благосостояния подольских купцов подталкивал горожан к строительству более «представительного» главного храма. Так в 1819 году началось возведение Троицкого собора на новом месте у городских торговых рядов.

Утратив значение городского собора, Воскресенская церковь с 1825 года стала именоваться кладбищенской. С тех пор она какое-то время не имела собственного причта и была приписана к новому Троицкому храму. Уже в мае 1825 года, когда новый собор еще не был окончательно готов, священник и причт Воскресенской церкви обратились к митрополиту Филарету (Дроздову) позволить им заблаговременно перенести свои дома от кладбища ближе к Троицкому собору.

Старая церковь, однако, не была заброшена, благодаря помощи и попечению московского купца Сергея Трифоновича Прохорова. В материалах трудов Императорского московского археологического общества о Воскресенской церкви сказано следующее: «Означенная церковь построена когда и кем – неизвестно. Зданием вся из белого камня, кроме придела с южной стороны, приложенного после из кирпича. Возобновлена эта церковь в 1854 году московским купцом Сергеем Прохоровым».

Освящение восстановленной церкви произошло 16 сентября 1854 года. Торжественное священнодействие возглавил митрополит московский Филарет (Дроздов). В 1871-1874 годы на средства того же Сергея Трифоновича Прохорова при Воскресенской церкви была учреждена богадельня, рассчитанная на двадцать человек. В этот период в Воскресенской кладбищенской церкви был восстановлен собственный причт.

В 1885 году северный Никольский придел храма был переложен новым кирпичом, также было проведено отопление. В 1903 году причт и староста Воскресенской церкви обращались в Московскую духовную консисторию с просьбой разрешить им расширить и левый (южный) Троицкий придел «соответственно приделу правому и мерою и фасадом». В это же время было построено здание церковно-приходской школы, попечительницей которой стала жена директора цементного завода Е.Е. Паутынская.

Искусствовед А.И. Некрасов высоко оценивал архитектуру старинной белокаменной Воскресенской церкви Подольска. Вот что он писал в 1928 году: «Одноабсидная церковь с внутренно целостным, замкнутом в себе, статическим пространством, покрыта сомкнутым сводом и в этом отношении продолжает традицию XVII века. Однако в церкви есть нечто новое; ее пространство не устремляется вверх до потери чувства отношения к стоящему внизу человеку; напротив, умеренная высота как будто бы создана для того, что бы пространство могло быть легко прочувствовано, а не только созерцательно усвоено».

По мнению А.И. Некрасова, облик Воскресенской церкви представляет едва уловимое сочетание древнерусской традиции и западноевропейского искусства. Полукруглые выступы стен кубического объема храма напоминают прием европейского стиля барокко – дуговой фронтон посреди фасада. Такой же прием использовали зодчие при строительстве нескольких несохранившихся до нашего времени московских церквей: Панкратиевской в Ананьевском переулке (1700) и Троицкой в Капельниках на бывшей 1-й Мещанской улице (1712).

Традиционная для русского зодчества шатровая колокольня Воскресенской церкви, по мнению искусствоведа Некрасова, также была выстроена в западных пропорциях. Однако уже через год после публикации Некрасовым этого обзора, церковь была закрыта, кладбище – ликвидировано. Шатровая колокольня, сочетающая западную и древнерусскую архитектуру, была сломана незадолго до начала войны. В Воскресенском храме в разные годы размещались мастерские по ремонту танков и мотоколясок, гуталиновая фабрика, гранитная мастерская и другие учреждения. В послевоенный период Воскресенская церковь была сильно перестроена.

Восстановление древнего церковного памятника Подольска и богослужебной жизни началось в 1994 году, когда было принято решение о возрождении прихода на бывшем кладбище. В Воскресенской церкви хранится один из списков чтимой подмосковной святыни – Бронницкой Иерусалимской иконы Божией Матери. Местный образ был написан в 1816 году в Москве специально для Воскресенского кладбищенского храма на средства Федора Алексеевича Еремеева, погребенного при церкви.