Художник-самоучка из Зарайска воссоздает в макетах утраченные храмы Подмосковья
Фото: [Пресс-служба Администрации г.о. Зарайск]
27 церквей и часовен, которые стояли раньше на Зарайской земле, возродил в своих макетах 67-летний художник Владимир Юркевич. На его счету есть и масштабные работы – его дача «на курьих ножках» неизменно привлекает внимание горожан. «Подмосковье сегодня» рассказывает об уникальной коллекции мастера на все руки и о его новых работах.
МИНИАТЮРНАЯ ИСТОРИЯ
Владимир Юркевич обладает феноменальной работоспособностью и несколькими редкими талантами. День и ночь он трудится в мастерской над своими проектами, спит всего по четыре часа в сутки и при этом постоянно боится что-то не успеть. Чтобы хоть на время остановить полет творческой фантазии, Владимир зовет на помощь супругу.
– Катюшка, твое последнее слово, – говорит он жене, которая оценивает работу мужа и принимает решение.
Основа коллекции Юркевича – это макеты зарайских церквей, храмов и часовен, которые навсегда исчезли с подмосковной земли. Православные святыни художник делает из дерева, стекла и металла, а пластик не использует из принципа.
– Слишком просто и без души, – говорит он про пластмассовые детали.
Работы его хоть и миниатюрные, но объемные: со всех сторон можно заглянуть в окошки зданий, восхититься точностью переданной фактуры церковных луковичек, детальной проработкой фасадов и исторической точностью. Как ни удивительно, Юркевича этому ремеслу никто не учил.
– Я не народный художник, а художник из народа, – объясняет Владимир отсутствие у него профильного образования.
КОМ ЗОЛОТА
Закончив восемь классов школы, Юркевич поступил в коломенское ПТУ. На первом уроке, когда педагог рассказывал о перспективах после учебного заведения, студент не согласился с преподавателем.
– Разве нужно учиться, чтобы быть сварщиком? Подумаешь, бери да вари! – заявил подросток.
Не ожидавший такой дерзости педагог оставил парня после уроков и предложил ему ответить за слова делом. Владимир легко заварил то, что требовалось, и привел учителя в восторг.
– Так за 45 минут закончилось мое обучение в ПТУ, – вспоминает художник.
Стоило Юркевичу хоть раз увидеть, как работает столяр, токарь или другой мастер, как он перенимал технику и повторял ее без ошибок. Свои способности он объясняет хорошей наследственностью.
– Мой прапрадед жил в Даровом (деревня в г.о. Зарайск. – Прим. ред.) и работал у отца Федора Достоевского, – рассказывает мастер. – У него были золотые руки, он строил дома, ремонтировал телеги, чинил домашнюю утварь. Его звали Комзол (не путать с кафтаном) – сокращенно от «ком золота». Думаю, способности мне передались от него.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Дача Владимира, которую он построил для любимой жены, уже давно стала одной из достопримечательностей Зарайска. В городских пабликах ее называют избушкой на курьих ножках. По словам художника, дом действительно поворачивается к лесу задом, а к гостям передом. Но дело не в волшебной силе, а в инженерной хитрости.
Большинство архитектурных макетов, которые последние 20 лет создавал Юркевич, сейчас можно увидеть на выставке в Музее трамваев в Коломне. А его самую большую работу с 30 тыс. деталей, посвященную Зарайской подстанции (над ней мастер работал 40 лет), приобрел Ногинский музей.
Сейчас художник заканчивает работу над крохотной часовней Александра Невского, построенной в Ногинске в конце XIX века и снесенной в начале 1930-х. Разыскав архивные фотографии, Владимир воскресил каменное строение в миниатюре высотой 30 см при помощи 1000 деталей.
– Хотел бы, конечно, иметь свой музей в Зарайске, – мечтает Юркевич. – Или хотя бы выставляться в родных местах. Но пока предложения поступали только от музеев в других городах.