В Истринском театре новое звучание обрел роман «Преступление и наказание»
Фото: [Екатерина Струнилина]
Если вас попросят назвать самое главное «преступление» в русской литературе, вы, наверное, ответите, не задумываясь. Историю о том, как Родион Раскольников убил старуху-процентщицу, знает каждый школьник. А что, если мы вам скажем, что в Истринском драматическом театре на роман взглянули совершенно по-новому? На первый план выходит не преступное деяние, а сам герой и его перерождение. Спектакль даже назвали в честь главного персонажа – «Родя».
БАБУШКА ОКАЗАЛАСЬ ДЕДУШКОЙ?
200-летие Федора Достоевского Подмосковье празднует особенно. И подход всегда новаторский: классика раскрывают с новых сторон. В сентябре в Даровом режиссер Алексей Франдетти устроил праздник «Счастливый Достоевский», где в соломенном концертном зале звучала любимая музыка писателя. Сейчас музей «Зарайский кремль» в честь автора, который никогда не писал для театра, проводит выставку «Величайший драматург». Не отстает и старейший театр Подмосковья. Здесь по-новому взглянули на хорошо известное «Преступление и наказание». Драма «Родя» режиссера Рината Ташимова на днях открыла театральный сезон.
– Вся история у нас по Достоевскому, но благодаря метафорам и образам она обретает новый смысл – свежий современный взгляд, – делится исполнитель главной роли Владислав Ступак.
Начинается все, как и сам роман, с убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Не будем раскрывать подробности, чтобы не спойлерить, но заметим, что сцена мегаметафорична. Никакой крови и натуралистичности, однако внимание зрителя это нехило взбудоражит. Играют двух старух… мужчины! Они скрываются под бабушкиными балахонами, и лица их закрыты черной маской.
– Сделано это для того, чтобы сфокусировать внимание не на конкретных личностях, а на их деятельности, которая, как казалось Раскольникову, губила жизнь других людей, – объясняет исполнительница роли Сонечки Мармеладовой Наталья Ступак.
Эти же персонажи приобретут другой облик – чертей и львов.
– Как львы, которых можно увидеть на питерских мостах, они следят за Раскольниковым на протяжении многих сцен, – продолжает Наталья. – У них свой дописанный текст, они, как конферансье, рассказывают, что происходит. Благодаря ним появляются новые смыслы.
СОНЕЧКУ ТЫ НЕ СЫГРАЕШЬ
– Когда я читал роман в школе, Раскольников казался мне просто преступником, – делится Влад. – Сейчас я так сказать не могу. Все события в постановке направлены на перерождение героя – когда ты читаешь произведение, этого не заметишь.
Интересно, что Владислав всегда мечтал сыграть Родиона. А Наталья – кстати, супруга Влада в реальной жизни – Сонечку.
– Правда, ей еще в ГИТИСе сказали, что никогда она такие роли играть не будет, – говорит Влад. – Соня у Достоевского – хрупкая блондинка. А жена у меня – брюнетка, чуть другого типажа.
В спектакле Ташимова Соня не персонаж XIX века. Обычно ее всегда показывают скромной барышней, а здесь мы видим ее вторую жизнь в непристойной профессии – той, что по желтому билету. Актриса даже появляется в спектакле в пеньюаре и ярком парике.
– Мы показали не развратную сторону Сонечки, а то, как ей приходится надевать на себя этот образ, что она вынуждена этим заниматься, чтобы прокормить семью, – замечает Наталья. – Здесь все завуалировано, ничего лишнего – только художественная форма!
Кстати, супруги на истринской сцене не в первый раз играют влюбленных. Наталью и Владислава можно увидеть в «Ясоне и Медее» – у них главные роли, и в спектакле «Эти свободные бабочки». Он играет Дональда, а она – Джил. Загляните!