Церковь Илии пророка в Ильинском
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь в селе Ильинское городского округа Красногорск была построена в 1732-1735 годы в усадьбе сенатора Василия Ивановича Стрешнева. В первой половине XIX века Ильинское принадлежало герою войны 1812 года графу А. И. Остерману-Толстому. При нем к Ильинской церкви были пристроены колокольня, приделы мученика Феодора и апостола Иоанна Богослова. В 1864 году Ильинское стало подмосковным имением царской семьи. С 1884 по 1908 годы в усадьбе жила и молилась в местной церкви преподобномученица Елизавета Феодоровна.
Одно из ранних упоминаний деревянной церкви в дворцовом селе Ильинском, что у реки Москвы, находится в приходных книгах Патриаршего казенного приказа 1618 года. В 1634 году село было пожаловано боярину Василию Ивановичу Стрешневу, а после его кончины принадлежало наследникам Семену Лукьяновичу и Родиону Матвеевичу Стрешневым. В тот период в селе существовали сразу две деревянные церкви: Ильинская и Васильевская.
В отказных книгах 1666 года обе церкви и их внутреннее убранство описывались так: «Церковь Василия Кесарийского древяна клецки, верх шатровый, а в церкви пять образов местных не окладных… Другая церковь святого пророка Илии древяна, клецки, а в церкви шесть образов местных… да на колокольне шесть колоколов больших и меньших и средних, а то все строенье прежних вотчинников».
В 1704 году в селе Ильинском значилась уже только одна церковь Илии пророка. Можно сделать вывод, что Васильевская церковь была построена после 1646 года, а в период 1687-1704 гг. из-за ветхости разобрана. Летописец села Ильинского М. П. Степанов предполагал, что вторую церковь построил еще боярин Василий Иванович Стрешнев (старший) в честь своего небесного покровителя – святителя Василия Великого.
В начале XX века на конце села Ильинского у берега реки Москвы стоял увенчанный крестом кирпичный столб. Вполне возможно, что это был памятник, отмечавшим место бывшей Васильевской церкви. Рядом со столбом когда-то находилось и старое сельское кладбище, о чем свидетельствовало одно уцелевшее надгробие. Каждый год во время разлива реки в этом месте на берег во множестве вымывались человеческие кости. В Ильинском до революции даже существовала своеобразная традиция в день великомученика Георгия Победоносца вновь предавать кости земле, а у столба служить панихиду.
В 1732 году Синодальный приказ дал разрешение сенатору Василию Ивановичу Стрешневу (младшему) разобрать старую Ильинскую церковь и на ее месте возвести новый каменный храм. В том же году основная часть работ, видимо, была уже закончена, о чем свидетельствует до сих пор сохранившаяся высеченная на фризе храма дата. По какой-то причине Ильинская церковь была освящена только через восемь лет в 1740 году. Сравнительно небольшая по размерам церковь была выполнена в стиле барокко, следуя традиционной композиции «восьмерик на четверике».
Талантливый зодчий применил в строительстве Ильинской церкви новые для того времени декоративные приемы, заимствованные у западноевропейских мастеров. Советские искусствоведы впоследствии утверждали, что этот памятник не имел аналогов в московском зодчестве первой трети XVIII века. Близкой по архитектуре Ильинской церкви называли лишь более позднюю церковь Параскевы Пятницы в Москве на Пятницкой улице.
За сочетание в строительстве кирпича и белокаменных декоративных деталей зодчего Ильинской церкви даже называли предшественником великого Баженова. Из белого камня были выполнены карниз четверика, капители, фриз и наличники окон. Правда, эффект от сочетания кирпича и камня сегодня не заметен, так как стены церкви оштукатурены и покрашены.
В «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря автором проекта церкви в Ильинском назывался известный московский зодчий Алексей Петрович Евлашев. Более того, эта подмосковная церковь, по мысли авторов книги, отмечала важную веху в его творческом пути:
«Каким подлинным мастером он стал вскоре по приезде в Москву, показывает уже первое его крупное произведение в камне. В домичуринском московском зодчестве оно стоит особняком по архитектурному образу, изысканному убранству, новизне приемов, самобытности, по полной независимости от искусства Растрелли. Произведение это – церковь в дворцовом селе Ильинском под Звенигородом».
В описи 1814 года указано, что церковь была выкрашена в зеленый цвет, крыша покрыта железом. Среди икон отмечались образы Смоленской Божией Матери, Спаса Нерукотворного и трех избранных святых: святителя Василия Великого, апостола Петра и святителя Николая Чудотворца. Вероятно, последняя икона была написана в честь небесных покровителей братьев Стрешневых: Николая, Василия и Петра.
С 1818 года владельцем села Ильинского стал граф А. И. Остерман-Толстой – герой сражения под Кульмом, в котором лишился левой руки. В облике усадебной церкви при новом владельце произошли изменения. В 1818-1821 годы по сторонам старой церкви были поставлены два придельных храма в честь мученика Феодора Пергийского и апостола Иоанна Богослова. Таким образом, Остерман-Толстой хотел почтить память двух братьев своей бабки – Федора и Ивана Андреевичей Остерманов, от которых он унаследовал имение и графский титул.
В 1828 году ансамбль Ильинской церкви завершила ампирная колокольня, примыкающей к храму с запада. По преданию, Остерман-Толстой отлил большой колокол для Ильинской церкви из четырех боевых пушек, которые до этого лежали перед графским домом.
Граф Остерман-Толстой скончался глубоким старцем в 1857 году, а уже через шесть лет Ильинское приобрел император Александр II для летнего отдыха под Москвой своей болезненной супруги императрицы Марии Александровны. В период владения имением царскими особами в Ильинской церкви был сделан основательный ремонт. Кроме того, императрица Мария Александровна обновила ризницу новыми облачениями, покровами на престол и жертвенник. До революции в алтаре Ильинской церкви хранился дар императрицы – вышитая золотом и серебром икона небесных покровителей царской четы: святого князя Александра Невского и Марии Магдалины.
В 1882 году Александр III повелел передать подмосковные имения покойных родителей Ильинское и соседнее Усово в собственность брата великого князя Сергея Александровича – с 1891 года московского генерал-губернатора. Великий князь и его супруга Елизавета Феодоровна – впоследствии преподобномученица – на протяжении почти двух десятков лет проводили лето в Ильинском и соседнем Усово вместе с племянниками Марией и Дмитрием Павловичами.
В 1917 году сгорел главный дом в усадьбе Ильинское, а затем один за другим исчезли и другие постройки. Вот как описывал искусствовед А. Н. Греч запустение бывшего великокняжеского имения и разрушение павильонов-домиков с причудливыми именами:
«Библиотеку вывезли. Один за другим погибли в пламени и «Приют для приятелей», и «Миловид», и «Кинь грусть». Рухнула березовая беседка, кем-то никчемно разбит был грот»…
Церкви повезло больше: в советские годы Ильинский храм закрыли, но не разрушили. Восстановленный храм в наши дни стал местом паломничества для почитателей великой княгини Елизаветы Феодоровны, которая после трагической кончины супруга вела иноческий образ жизни, остаток дней посвятила подвигу милосердия, а в 1918 году удостоилась мученического венца.