Казанская церковь в Дмитрове
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшем селе Подлипичье была построена в 1735 году в стиле барокко в имении П. Н. Хитрово. С конца XIX века и до революции 1917 года усадьбой владели купцы Лямины. Иван Артьемьевич Лямин и его супруга Елизавета Семеновна были известны как щедрые благотворители и храмоздатели. В 1920-е годы в Подлипичье жил подвижник и богослов епископ Серафим (Звездинский). В настоящее время рядом с Казанской церковью в историческом здании дома причта работает музей, посвященный наследию священномученика.
С 1930-х годов Подлипичье входит в черту города Дмитрова, однако бывшее пригородное село имело давнюю историю. В древности Подлипичье относилось к подмосковному региону Повелье, раскинувшемуся к северу-востоку от Дмитрова. В 1566 году Подлипичье упоминалось как дворцовое село, а после Смутного времени запустело.
В 1642 году дьяк Григорий Пятово построил на пустоши Подлипичье собственный двор и дома для пяти крестьянских семей, перевезенных под Дмитров из другой его вотчины в Кашинском уезде. Это было второе рождение села Подлипичье. В том же году, как следует из документов Патриаршего казенного приказа, Григорий Пятово построил деревянную церковь с престолами иконы Божией Матери Одигитрии, Михаила Малеина и преподобного Георгия Хозевита.
В 1694 году владельцем села Подлипичье значился уже Петр Савич Хитрово. В эти годы храм по какой-то причине поменял свое посвящение и стал именоваться не Одигитриевским, а Казанским. После Петра Савича Хитрово селом владели его потомки: внук Петр Никитич и правнук Петр Петрович Хитрово. В 1735 году Петр Никитич построил в своем имении каменную церковь Казанской иконы Божией Матери, которая сохранилась до настоящего времени. В церкви были устроены два придела: иконы Всех скорбящих Радость и преподобного Георгия.
Кирпичная церковь в Подлипичье, построенная по типу «восьмерик на четверике», является образцом архитектуры барокко. В 1770-х годах церковь перестраивалась и обновлялась усердием вотчинника Петра Петровича Хитрово. В 1880-х годах был заново построен северный придел по проекту русского зодчего Павла Михайловича Самарина.
В советские годы Казанская церковь не закрывалась, благодаря чему сохранились фрески начала XX века, трехъярусный резной иконостас 1867 года с несколькими старинными иконами XVI-XVII столетий и два боковых иконостаса конца XIX века. Интересно, что восьмигранный барабан, на котором покоится купол, сложен из дерева, однако оштукатурен и внешне выглядит каменным как и все здание.
Московские церковные ведомости описывали местное торжество в Подлипичье, которое состоялось осенью 1899 года в честь обновления придела Казанской церкви. Ранее этот придел был посвящен редкому святому Георгию Хозевиту. Преподобный родился на острове Кипр в VII веке. С юных лет Георгий подвизался на Святой земле в долине реки Иордан в обители Пресвятой Богородицы «Хузива», а затем в лавре Коломана.
В память об известном в Москве и Дмитровском уезде фабриканте и благотворителе Иване Артемьевиче Лямине вдова Елизавета Семеновна (урожденная Лепешкина) решила сменить посвящение Георгиевского придела церкви в честь небесного покровителя покойного супруга – Иоанна Предтечи.
В конце XIX века Казанский приход был малочислен и беден, поэтому средства на ремонт храма и придела предоставила тогдашняя владелица усадьбы Подлипичье. Елизавета Семеновна расширила и утеплила Иоанновский придел, что позволило прихожанам без тесноты посещать службы в зимнее время. Был также устроен новый иконостас и мозаичные полы во всем храме. Снаружи храм был оштукатурен и покрашен, кресты на куполах позолочены, устроена новая ограда.
Торжественную службу, отмечавшую окончание ремонта и устройства нового придела в Казанской церкви, возглавил архимандрит Борисоглебского монастыря города Дмитрова о. Дионисий. Ему сослужили протоиерей Успенского собора Н. А. Рождественский, священники села Андреевского В. П. Смоленский и городской тюремной церкви И. Н. Лихачев. В конце литургии настоятель Казанской церкви Федор Купленский произнес проповедь о пользе благотворительности, а прихожане преподнесли Екатерине Семеновне Ляминой икону Казанской Божией Матери в знак благодарности за заботу об их родном храме.
Упоминавшийся священник Федор Григорьевич Купленский служил в Казанской церкви в предреволюционное время и первые годы советской власти. Как истинный пастырь он радел о духовном просвещении прихожан, поэтому еще с 1890 года проводил внебогослужебные беседы, на которые во множестве сходились не только местные крестьяне, но и жители Дмитрова. Также отец Федор ввел общенародное пение на литургии, которое служило цели более осознанного участия прихожан в службе.
В 1901-1902 годы Елизавета Семеновна Лямина также пожертвовала средства на капитальный ремонт, обновление полов, иконостасов, церковной утвари и внутреннего убранства собора благоверных князей Бориса и Глеба с приделом Алексия, человека Божия в одноименном монастыре города Дмитрова. 17 октября 1902 года состоялось освящение обновленного древнего храма, после которого духовенство было приглашено на трапезу в дом Ляминой в Подлипичье. К тому времени вдова фабриканта предоставила большую часть главного дома усадьбы под богадельню.
В 1900 году на средства все той же неутомимой в добрых делах Елизаветы Семеновны Ляминой рядом с Казанской церковью в Подлипичье был построен деревянный дом для нужд местного причта. С 1920 по 1922 годы в этом приходском доме при Казанской церкви жил выдающийся церковный деятель и богослов епископ Дмитровский Серафим (Звездинский).
Николай Иванович Звездинский родился в 1883 году в единоверческой семье. Его отец служил священником в Москве и был благочинным единоверческих храмов, то есть приходов, где совершали богослужение по старому обряду, но сохраняли единство с Российской православной церковью. Николай, следуя примеру отца, пошел по духовной стезе. Он закончил Московскую духовную семинарию, а затем академию. В 1908 году принял иноческий постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с юных лет.
В 1914 году Серафим стал архимандритом, помощником наместника Чудова монастыря в Московском кремле. В 1920 году архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Дмитровского. В те годы было ясно, что архиерейское служение – это путь исповедничества. В 1922 году последовал первый арест будущего священномученика. В дальнейшем аресты, ссылки и тюрьмы в жизни епископа Серафима чередовались с краткими периодами служения на свободе. 24 июня 1937 года владыка Серафим был арестован последний раз и отправлен в Ишимскую и Омскую тюрьмы. 23 августа того же года он был расстрелян.
В 2014 году дом в Подлипичье рядом с Казанской церковью, где в 1920-е годы жил владыка, был передан музейным работникам. В доме-музее сегодня есть небольшая домовая церковь во имя священномученика Серафима (Звездинского), где периодически совершаются богослужения. Свои письма из лагерей и мест ссылки, адресованным духовным чадам, владыка оканчивал такими словами: «Молюсь за всех вас, поминаю и вспоминаю всех городских дмитровцев и подлипецких и всех, всех. Храни вас Господь от всяких бед, скорбей и напастей».