Троицкая церковь в Электроуглях
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Живоначальной Троицы была возведена в 1900 году в селе Каменка бывшего Богородского уезда. Это село в 1930-х годах вошло в границы рабочего поселка, а впоследствии города Электроугли. Сельцо Каменка-Любимовское известно усадьбой, которой владел во второй половине XVIII столетия князь А.Н. Волконский, а в конце XIX- начале XX веков – местный купец Петр Григорьевич Брунов. Величественная Троицкая церковь была посвящена событию коронования в 1896 году последнего русского царя Николая II и царицы Александры Федоровны.
На церковном погосте у алтаря пятиглавого Троицкого храма сохранилось одно старое надгробие. На камне высечен такой текст: «Потомственный почетный гражданин Петр Григорьевич Брунов родился 6 июня 1840 г. Скончался 21 июня 1902 г. и жена его Мария Гавриловна». Это могила известных фабрикантов Богородского уезда, владельцев ковровой мануфактуры и основателей Троицкой церкви в Каменке.
Имение Каменка-Любимовское в Богородском уезде было куплено Петром Григорьевичем Бруновым в 1886 году. В справочнике 1890 года мы встречаем упоминание коврово-ткацкой и мешочной фабрики купца П.Г. Брунова «при селе Каменках». На предприятии тогда насчитывалось двести рабочих, а управляющими были Иосиф Гудаковский и Григорий Брунов. При Обуховской подгорной слободе также держал свою ковровую фабрику родственник Петра Григорьевича – Михаил Матвеевич Брунов.
В 1896 году царь Николай II и сенат утвердили устав Товарищества Петровско-Никитской мануфактуры П.Г. Брунова. Вот что было сказано в тексте указа: «Государь император, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Богородскому купцу Петру Григорьевичу Брунову, жене его Марии Гавриловне Бруновой и Богородскому купеческому сыну Ивану Петровичу Брунову учредить Товарищество на паях, под наименованием: «Товарищество Петровско-Никитской мануфактуры ковровых, клеенчатых и льноткацких изделий П.Г. Брунова и Ко».
Одновременно с этим Брунов задумал строительство в Каменке недалеко от своей усадьбы величественной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Черниговской иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла, в день которых храмоздатель отмечал именины.
Официально приход Троицкой церкви в Каменках был утвержден церковной властью 8 июля 1900 года. На обращение митрополита московского Владимира (Богоявленского) в Синод было дано такое заключение: «Согласно представлению Вашего Преосвященства, и заключению хозяйственного управления, Святейший Синод определяет: при Троицкой церкви в деревне Каменке Богородского уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика…»
Купцы Бруновы были известны в округе и другими благотворительными и полезными начинаниями. Петр Григорьевич был попечителем училища при селе Сафонове и учредителем больницы при фабрике в Обуховской подгорной слободе. В 1899 году Петр Брунов на собственные средства учредил а затем содержал церковно-приходскую школу на погосте Лужки соседнего Бронницкого уезда, за что два года спустя был удостоен по указу Николая II орденом святой Анны третей степени. Супруга Мария Гавриловна была попечительницей школы в уже упоминавшейся Обуховской слободе.
Петр Григорьевич Брунов скончался вскоре после строительства церкви в 1902 году. Его супруга Мария Гавриловна умерла через год. Дело попечения о храме продолжил их сын Иван Петрович, который еще с 1901 года занимал должность старосты Троицкой церкви в Каменке. В 1908 году к церкви была пристроена высокая колокольня, завершившая архитектурный образ храма, сооруженного в русско-византийском стиле.
Внук храмоздателя Троицкой церкви в Каменке Николай Иванович Брунов стал впоследствии известным советским искусствоведом, исследователем церковной архитектуры Византии и Древней Руси. Н.И. Брунов учился в Московском университете, работал педагогом, был членом Академии строительства и архитектуры. Большое влияние на ученого еще в гимназические годы оказали уроки теоретика искусства А.В. Бакушинского, а позднее в 1925 году – поездки в Стамбул и Малую Азию, где он смог познакомиться с древними византийскими памятниками.
Николай Иванович Брунов исследовал эволюцию византийских храмовых интерьеров, а также объяснял зарождение и развитие древнерусской архитектуры в X-XIII веках. Он писал работы, посвященные Святой Софии в Константинополе, и смог верно реконструировать утраченные элементы одноименной церкви Софии Киевской еще до проведения там археологических исследований. Отдельной темой его интересов было русское церковное зодчество XII-XVII веков (Например, Спасский собор в Полоцке) и московская архитектура XIV-XVII веков.
Более сорока лет Николай Иванович Брунов читал лекции в Московском архитектурном институте. А. Комеч писал: «Его популярность среди студентов была огромна, любовь к нему – всеобща». Н.И. Брунов скончался в ноябре 1971 года. В 1999 году покойный ныне краевед из Электроуглей Александр Николаевич Любавин основал в городе народный музей, который носил имя историка архитектуры Н.И. Брунова. Этот небольшой музей существовал до 2009 года.
Троицкая церковь в Каменке была основана П. Г. Бруновым в 1897 году в память священного коронования страстотерпцев государя Николая II и Александры Федоровны. Последний российский император Николай Александрович вступил на престол сразу после кончины отца государя Александра III в октябре (по старому стилю) 1894 года, однако торжественная церковная церемония была совершена только через два года. Прежде этого в ноябре 1894 года в соборной церкви Зимнего дворца молодой царь венчался с Алисой Гессен-Дармштадтской, которая после перехода в православие получила русское имя – Александра Федоровна.
Коронационные торжества в Москве и сам обряд помазания на царство совпал с двунадесятым праздником Святой Троицы, который в 1896 году отмечался 12 мая. Два дня спустя в древнем Успенском соборе Московского кремля первенствующий епископ Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий совершил древний чин венчания на царство нового государя. Коронация была не только патриотическим и народным праздником, торжеством монархии, но и особым литургическим священнодействием.
Святитель Филарет (Дроздов) так писал о сути чина царского помазания: «Весь чин царского венчания как облаком Духа облекает святая Церковь, как благоуханием священного кадила исполняет обильною молитвою. Каждое восприемлемое царем знамение величества, порфиру, венец, скипетр, державу, она осеняет Божественным именем Пресвятыя Троицы. И сего не довольно. Чтобы усвоить царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием налагает на нем печать дара Духа Святаго».
В десять часов утра 14 мая 1896 года Николай Александрович и Александра Федоровна вступили в южные ворота Успенского собора, где на паперти их встретил митрополит Палладий. Затем царская чета прошла в древний храм и заняла места на тронах предков. Чин коронования следовал так: государь прочитал вслух православный Символ веры, после чего митрополит произнес: «Благодать Святого Духа да будет с тобою. Аминь». После чтения Евангелия Палладий возложил руки на главу царя и прочел две особые молитвы. Царь возложил себе на главу корону, принятую из рук митрополита, а затем венчал малой короной главу супруги Александры Федоровны.
Последовала литургия, в конце которой коронованный государь причащался как священнослужитель в алтаре – отдельно телом и кровью. Особый чин миропомазания и причащение в алтаре, свидетельствовали не только о государственном, но и об особом религиозном служении царя.
Коронационные торжества омрачились зловещим предзнаменованием – трагедией на Ходынском поле, где в давке погибли сотни москвичей, пришедших на праздник. Двадцать два года спустя Николай II, его супруга и дети примут мученический венец, а для православной Церкви начнется этап тяжелый испытаний. Троицкая церковь в Каменке была закрыта в 1937 году. В ней размещались в разные годы зернохранилище, склад железа и геодезический пункт. Восстановление церковной и литургической жизни в Электроуглях началось в 1989 году.