Успенская церковь в бывшем селе Клементьево

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Красивая барочная церковь Успения Пресвятой Богородицы в бывшем селе Климентьеве считается искусствоведами одной из лучших церквей Сергиева Посада за пределами Троице-Сергиевой лавры. Успенский храм был возведен на пожертвования прихожан в 1769 году, и по приделу он назывался также Никольским. Хронологически и стилистически Успенская церковь близка двум другим приходским церквям Сергиева Посада: Ильинской и Вознесенской, являясь при этом наиболее величественной из этого ряда. С историей древнего села Клементьево связано предание о чудесном зачатии Василия III великой княгиней Софьей. В Успенской церкви хранят память о значимых деятелях Сергиева Посада и страны: благотворителе И.П. Мамаеве и митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Никаноре (Клементьевском).

Бывшее село Клементьево находится примерно в километре к западу от Троице-Сергиевой лавры. Историки считают Клементьево самым первым поселением, возникшим при обители преподобного Сергия Радонежского, которое положило начало посаду, а затем и городу. Епифаний Премудрый – составитель древнего жития Сергия Радонежского – относил основание Клементьево ко временам правления московского князя Ивана II. Селение получило название, вероятно, по имени первого поселенца Климента (Климентия).

Клементьево располагалось на возвышенной равнине у дороги из Москвы в Ярославль, по которой богомольным путем проходили все русские правители, начиная с благоверного князя Дмитрия Донского. Через село постоянной вереницей шли паломники разных сословий, ехали телеги и обозы с товарами в Троице-Сергиев монастырь. Оживленная торговля в Клементьево приносила местным жителям немалые доходы, поэтому к началу XVIвека число здешних обывателей превзошло все прочие подмонастырные слободы.

Правнук Дмитрия Донского великий князь Иван III несколько раз ходил здесь богомольным путем из Москвы в обитель преподобного Сергия. Село Клементьево упоминается в древнем предании о чудесном видении его супруге, записанном митрополитом Иоасафом в «Степенной книге». Софья Палеолог была долгое время бесплодна, и молилась Богу о даровании наследника московского престола. В 1478 году Софья отправилась на поклонение мощам угодника в Троицкий монастырь. Когда великая княгиня спускалась в долину за селом Клементьевым, ей явился сам преподобный Сергий с младенцем в руках. Старец приблизился к Софье и «ввергнул младенца в недра великой княгини». Чудесное видение стало свидетельством того, что молитвы Софьи услышаны Богом: через девять месяцев в день Благовещения у великокняжеской четы родился наследник – будущий государь Василий III, которому при крещении дали имя архангела-благовестителя Гавриила.

В начале XVIвека в Клементьево была построена деревянная церковь Успения Божией Матери. В рукописях лаврской библиотеки сохранилось первое письменное упоминание о церкви в Клементьево, датируемое 1513 годом: «Лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древеная в Клементьеве». В писцовых книгах 1584-1586 и 1594 годов упоминаются уже две деревянные церкви: холодная Успения Богородицы (с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи) и теплая святителя Николая Чудотворца. Никольский храм обозначается в этих книгах как ветхий, из чего можно предположить, что он был древнее 1513 года.

В конце XVIстолетия в Клементьево находились не только две деревянные церкви, но и «самодельный неофициальный монастырь», в котором проживали более тридцати инокинь. Подобные женские богорадные монастыри (куда брали насельниц «Бога ради», то есть без вклада и пожертвования) сочетали в себе черты монашеской обители и богадельни. После осады Троице-Сергиева монастыря поляками (1608 - 1610 годы) старицы из Клементьево были переведены в Подольный Пятницкий монастырь, находившийся у стен обители преподобного Сергия Радонежского. После упразднения этого небольшого монастыря в 1660 году клементьевские черноризицы были переведены в женскую обитель в Хотьково.

Во время пожара, опустошившего Троице-Сергиеву лавру и соседние слободы 17 мая 1746 года, в селе Клементьево сгорели до основания обе упоминавшиеся деревянные церкви – Успенская и Никольская. Через год в Клементьево была перенесена деревянная церковь из села Опарина Переславского уезда (ныне Сергиево-Посадский городской округ), которую пожертвовал вотчинник князь Никита Иванович Долгоруков. Однако упоминавшийся пожар был не единственным в первой половине XVIIIвека. В 1757 году клементьевсике священники Александр и Григорий Никитины просили церковное начальство разрешить строительство каменного храма «за многослучающимися пожарами». В челобитье указывалось следующее: «От таковых пожаров на пятидесяти годех сгорело семь церквей и с церковным украшением».

Возведение новой барочной каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, завершилось в 1769 году. По местному преданию построение храма связано с именем церковного старосты Карпа Ивановича Лошкарева, умершего в 1778 году и погребенного при церкви (могила не сохранилась).

Каменная Успенская церковь по своему внутреннему благолепию в конце XIXстолетия считалась лучшей церковью в Сергиевом Посаде. Это благолепие обеспечил на свои средства купец Иван Павлович Мамаев, который был старостой этого храма с 1872 года и вплоть до своей кончины в 1881 году. Благотворитель потратил на украшение Успенского храма более 30 тысяч рублей: устроил новые иконостасы и позолоченные киоты, заказал новые большие иконы для холодной церкви, оплатил устройство печи, мраморного и мозаичных полов, роспись сводов и стен церковной живописью. На колокольню Успенский церкви И.П. Мамаев пожертвовал самый большой колокол весом 314 пудов (5 тонн). Уникальное внутреннее убранство храма было уничтожено в советские годы, но, к счастью, надгробный камень купца-благотворителя сохранился: его можно увидеть у алтарной части Успенского храма.

С Успенской церковью в Клементьево связано имя известного церковного деятеля XIXстолетия, митрополита Никанора (Клементьевского). Уроженец этой части Сергиева Посада на протяжении восьми лет занимал высший пост в Русской церкви синодального периода – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Никанор (в миру Николай Алексеев) родился в 1787 году в семье священника церкви Успения Пресвятой Богородицы. Мальчик пошел по пути церковного служения и поступил в лаврскую семинарию, по окончании которой был определен в ней учителем. В 1812 году будущий святитель принял иноческий постриг с именем Никанор (фамилию «Клементьевский» ему присвоили по семинарской традиции во время обучения). Уже через два года Никанор был назначен наместником Лавры и архимандритом Вифанского монастыря, где вскоре стал ректором семинарии.

После восшествия на престол нового императора Николая Iдля Никанора начался этап святительского служения. Сначала он стал викарием Санкт-Петербургской митрополии в сане епископа Ревельского. В это время он торжественно освятил православный собор в г.Хельсинки, совершив первый визит столь высокого церковного уровня в преимущественно лютеранскую часть Российской империи – Финляндию. В последующие годы епископ Никанор служил в Калужской, Минской, Волынской епархиях. Будучи епископом Минским, владыка проводил миссионерскую работу на землях Белоруссии, население которых на протяжении долгого времени насильственно было увлечено в унию с католиками. С 1848 года и до своей кончины в 1856 году Никанор был митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, став одновременно первенствующим членом Святейшего Синода и священноархимандритом Александро-Невской лавры.

Владыка Никанор был известен как щедрый благотворитель, много жертвовавший храмам, монастырям и учреждениям для бедных. В «Очерке жизни преосвященнейшего митрополита Никанора» об этом говорилось так: «Для доброй памяти благотворительного Архипастыря довольно будет, если мы перечислим только места, куда пожертвования сделаны, или предназначены… Успенская церковь Сергиевского Посада, на родине почившего Первосвятителя, первая обратила на себя заботливое внимание его».

В том же сочинении давался такой портрет митрополита Никанора: «Господь судил этой жизни долгое и разнообразное течение. Шестьдесят восемь лет ее продолжения разделены были между годами воспитания и первоначального служения Церкви под сенью святой обители Преподобного Сергия…поприще, по истине, долгое и разнообразное. Но всегда и везде верен был себе избранник Божий. Везде величественный вид его привлекал к себе взоры, всюду кроткая душа его разливала мир, сердечное слово его умело находить путь к душам, и любящее, доброе сердце его умело покорять сердца. Тихо, но плодотворно протекла его жизнь, мирно и тихо кончившаяся почти без стона».