Орудьевская торфобрикетная фабрика
Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]
Село Орудьево и одноименная железнодорожная платформа Савеловского направления находятся в Дмитровском районе Подмосковья, в семидесяти километрах от столицы. Окрестности села вошли в историю благодаря легендарному Царь-танку - огромной машине, испытания которой проводились неподалеку от Орудьево в 1915 году. Другой местной достопримечательностью являются руины торфобрикетного предприятия, построенного здесь в 30-е годы прошлого века. В этот раз мы решили их увидеть воочию.
При слове «торф» многие представляют болото, рассаду или знойное лето с запахом горящих торфяников, но мало кто может объяснить, что же такое сам торф. Между тем это очень ценный ресурс, активную добычу которого в России начали еще в конце XVIII века, затем объемы постоянно увеличивались, в прошлом столетии их масштаб достиг небывалых размеров, но в последние десятилетия резко сократился. Торф представляет собой горную породу, которая образуется в болотах в результате отмирания и последующего неполного разложения растительности. В отличие от обычной почвы, в болоте нет притока воздуха, а поэтому оно обладает такими «консервирующими» свойствами, что даже средневековые мечи поднимают из болот хорошо сохранившимися. Растительность тоже распадается не полностью, и образуется торф - ценное горючее ископаемое. Наша страна, наряду с Канадой, занимает лидирующие позиции в мире по запасам торфа.
Впрочем, полезные свойства торфа, а в первую очередь возможность его использовать в качестве топлива, заметили еще древние. Первое письменное упоминание о торфе, как о «горючей земле», встречается еще у Плиния Старшего в 46 г.н.э. В XII-XIII веках торф использовался как топливный материал в Голландии и Шотландии, в 1658 году в той же Голландии выходит в свет первая книга о торфе, написанная на латыни Мартином Шоком, а в Исландии торф используют не только, как топливо, но и в качестве строительного материала. В России одним из первых заинтересовался торфом Михаил Ломоносов и другие ученые: Василий Зуев, Василий Севергин. В результате в конце XVIII века в окрестностях Санкт-Петербурга началась первая промышленная добыча торфа.
По своим «топливным» свойствам торф уступает каменному углю, но добывать его несравненно легче и дешевле, ведь лежит он буквально на поверхности - приходи и бери. К тому же торф, в отличие от угля, встречается намного чаще и есть множество регионов, где торфа полно, а угля нет вовсе. Значит можно использовать местное топливо и экономить на транспортных расходах. Это понимание особенно ясно пришло в 20-е годы прошлого века, когда остро встал вопрос электрификации сел и деревень. Повсеместно строились торфяные электростанции, об одной из которых, неподалеку от Талдома, мы недавно писали.
Для удобства дальнейшего использования только что добытый торф сушили и формировали из него брикеты, которые впоследствии применялись для отопления. Таким образом вблизи крупных болот, которые в то время активно осушались, стали появляться перерабатывающие предприятия, об одном из которых, неподалеку от поселка Мельчевка, мы тоже уже однажды писали. Торфобрикетный завод в Орудьево известен не меньше, а появился он в начале 30-х годов. В те годы вот-вот должны были запустить канал, соединяющий Волгу с рекой Москвой, а поэтому местность близ Орудьево и Дядьковское торфопредприятие оказались отрезанными от вышеупомянутой фабрики в Мельчевке. Строить мост через канал выходило дороже, чем возвести новую фабрику на правом берегу канала, так что выбор был очевиден. Вскоре такая фабрика по производству брикетов из торфа появилась близ Орудьево.
Поначалу это было небольшое предприятие, не имеющее капитальных строений, но с каждым годом оно расширялось, перестраивалось и модернизировалось. Строительство фабрики также было начато с целью освоения и разработки торфяников в долине реки Кухолки, но сюда подвозили торф и с других месторождений, для чего даже специально была построена узкоколейная железная дорога. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги были окрестности нынешней станции Каналстрой и остановочного пункта «75 километр» (прежнее название – Ударный). В нынешнее время платформа «75 километр» переименована в «Остановочный пункт им. Барсученко» - в честь героя Великой Отечественной войны Марии Тимофеевны Барсученко. В годы войны Барсученко работала стрелочницей в подмосковном Дмитрове. Под атаками противника она переводила стрелки, обеспечивая пропуск и движение бронепоездов. За проявленную отвагу ее наградили орденом Красной Звезды.
Орудьевское торфопредприятие в 1935 году не имело ни производственных, ни административных зданий. Управление предприятия находилось в доме Н. Я. Федотова в Орудьево и арендовало сарай, находящийся на месте расположения магазина Орудьевского сельпо. Это был материальный и продовольственный склад. Рабочие и служащие жили в домах колхозников в с. Орудьево, в деревнях Михали, Княжево. Руководство предприятием в то время осуществлялось директором Михайловым Петром Трофимовичем, главным инженером Шумихиным Дмитрием Алексеевичем и помощником директора Выборовым Иваном Михайловичем.
Труд на болотах применялся исключительно ручной, о механизации в то время не могло быть и речи. Добыча кускового торфа требовала большого количества рабочей силы. Рабочие вербовались из районов Рязанской и Воронежской областей по 1000-1200 человек в год. Только в 1940 году предприятие получило элеваторные машины по добыче торфа.
В это же время на Орудьевском торфопредприятии начинают производить торфяные брикеты - прочные куски торфа одинаковой формы. Для этого торф предварительно размельчали, сушили, а затем прессовали. Готовые брикеты активно применялись для отопления как частных домов, так и в качестве основного топлива для всевозможных котельных - от электростанций до школ и больниц. В 1945 году завод выпускал 10 000 тонн брикета в год.
В 1954 году начались работы по модернизации фабрики с целью увеличения ее мощности, и к 1957 году она вышла на новые проектные показатели: 24 тысячи тонн. В 1966 году была завершена вторая реконструкция производства и теперь мощность составляла 47 тысяч тонн. На предприятии в это время работало порядка 300 человек, проживающих в основном в поселке, выросшим за эти годы вокруг завода. Были рабочие и из окрестных деревень.
Территория фабрики составляла около 50 тысяч квадратных метров при общей площади заводских и складских помещений менее трёх тысяч. Производственные цеха находились все в одном здании, соединённом с торфоперегрузной горкой конвейерной галереей. Также было хранилище и перегруз, соединённые с основным зданием. Южнее располагалось узкоколейное депо, трансформаторная будка, водонапорная башня (кирпичная, построена в 1957 году) и прочие сопутствующие строения.
Фабрика прекратила свое существование в 1991 году. В те годы резко снизился спрос на торф, торфоперерабатывающие предприятия повсеместно стали закрываться и Орудьевский завод не стал исключением. Какое-то время техника и цеха просто стояли, но затем металл стали растаскивать, а здания постепенно разрушились. В настоящее время старая Орудьевская фабрика не подлежит восстановлению и является памятником ушедшей эпохи.
Координаты заброшенной торфобрикетной фабрики в Орудьево: 56.448693, 37.521804