Орудьевская торфобрикетная фабрика
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9iZC80Ni8xNjY2NzcxNTI2MzI4ODk4NTA0MzUuanBn.webp)
Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]
Село Орудьево и одноименная железнодорожная платформа Савеловского направления находятся в Дмитровском районе Подмосковья, в семидесяти километрах от столицы. Окрестности села вошли в историю благодаря легендарному Царь-танку - огромной машине, испытания которой проводились неподалеку от Орудьево в 1915 году. Другой местной достопримечательностью являются руины торфобрикетного предприятия, построенного здесь в 30-е годы прошлого века. В этот раз мы решили их увидеть воочию.
При слове «торф» многие представляют болото, рассаду или знойное лето с запахом горящих торфяников, но мало кто может объяснить, что же такое сам торф. Между тем это очень ценный ресурс, активную добычу которого в России начали еще в конце XVIII века, затем объемы постоянно увеличивались, в прошлом столетии их масштаб достиг небывалых размеров, но в последние десятилетия резко сократился. Торф представляет собой горную породу, которая образуется в болотах в результате отмирания и последующего неполного разложения растительности. В отличие от обычной почвы, в болоте нет притока воздуха, а поэтому оно обладает такими «консервирующими» свойствами, что даже средневековые мечи поднимают из болот хорошо сохранившимися. Растительность тоже распадается не полностью, и образуется торф - ценное горючее ископаемое. Наша страна, наряду с Канадой, занимает лидирующие позиции в мире по запасам торфа.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC8wOC82OC84ODAwNzA5MTY2Njc3MTM2My5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9lZC9mNy84MTIwMjUyMTY2Njc3MTM3MC5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9jOS9kMi8zNTkzNDc1MTY2Njc3MTM3NS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC85Ny8zMy8zMTAyMzYwMTY2Njc3MTM3OS5qcGc.webp)
Впрочем, полезные свойства торфа, а в первую очередь возможность его использовать в качестве топлива, заметили еще древние. Первое письменное упоминание о торфе, как о «горючей земле», встречается еще у Плиния Старшего в 46 г.н.э. В XII-XIII веках торф использовался как топливный материал в Голландии и Шотландии, в 1658 году в той же Голландии выходит в свет первая книга о торфе, написанная на латыни Мартином Шоком, а в Исландии торф используют не только, как топливо, но и в качестве строительного материала. В России одним из первых заинтересовался торфом Михаил Ломоносов и другие ученые: Василий Зуев, Василий Севергин. В результате в конце XVIII века в окрестностях Санкт-Петербурга началась первая промышленная добыча торфа.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9iNy80ZC8xNDc1NTgxMTY2Njc3MTM4Ni5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC82MS83Yi8yMzc2NjQxMTY2Njc3MTM5MS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC8xMy81MC8xMjA5OTM3MTY2Njc3MTM5NS5qcGc.webp)
По своим «топливным» свойствам торф уступает каменному углю, но добывать его несравненно легче и дешевле, ведь лежит он буквально на поверхности - приходи и бери. К тому же торф, в отличие от угля, встречается намного чаще и есть множество регионов, где торфа полно, а угля нет вовсе. Значит можно использовать местное топливо и экономить на транспортных расходах. Это понимание особенно ясно пришло в 20-е годы прошлого века, когда остро встал вопрос электрификации сел и деревень. Повсеместно строились торфяные электростанции, об одной из которых, неподалеку от Талдома, мы недавно писали.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC83ZS83OC82ODk0OTc0MTY2Njc3MTQyNS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9iZC83Mi8xMjY0Njc4MTY2Njc3MTQzMC5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC80OC84MS85NDYzODExNjY2NzcxNDM1LmpwZw.webp)
Для удобства дальнейшего использования только что добытый торф сушили и формировали из него брикеты, которые впоследствии применялись для отопления. Таким образом вблизи крупных болот, которые в то время активно осушались, стали появляться перерабатывающие предприятия, об одном из которых, неподалеку от поселка Мельчевка, мы тоже уже однажды писали. Торфобрикетный завод в Орудьево известен не меньше, а появился он в начале 30-х годов. В те годы вот-вот должны были запустить канал, соединяющий Волгу с рекой Москвой, а поэтому местность близ Орудьево и Дядьковское торфопредприятие оказались отрезанными от вышеупомянутой фабрики в Мельчевке. Строить мост через канал выходило дороже, чем возвести новую фабрику на правом берегу канала, так что выбор был очевиден. Вскоре такая фабрика по производству брикетов из торфа появилась близ Орудьево.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC83OS9hNy8yMTk3MDk4MTY2Njc3MTQ1NS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9kNy8wMi8zNTI0OTQwMTY2Njc3MTQ2MC5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC84NC84Mi82MzM5OTkyMTY2Njc3MTQ2My5qcGc.webp)
Поначалу это было небольшое предприятие, не имеющее капитальных строений, но с каждым годом оно расширялось, перестраивалось и модернизировалось. Строительство фабрики также было начато с целью освоения и разработки торфяников в долине реки Кухолки, но сюда подвозили торф и с других месторождений, для чего даже специально была построена узкоколейная железная дорога. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги были окрестности нынешней станции Каналстрой и остановочного пункта «75 километр» (прежнее название – Ударный). В нынешнее время платформа «75 километр» переименована в «Остановочный пункт им. Барсученко» - в честь героя Великой Отечественной войны Марии Тимофеевны Барсученко. В годы войны Барсученко работала стрелочницей в подмосковном Дмитрове. Под атаками противника она переводила стрелки, обеспечивая пропуск и движение бронепоездов. За проявленную отвагу ее наградили орденом Красной Звезды.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC82ZC9lZC80MzIzMjYwMTY2Njc3MTQ3Ny5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9lYi8xZS81ODc0ODc0MTY2Njc3MTQ4MS5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9iMC9lYy83MzY4MjM3MTY2Njc3MTQ4NC5qcGc.webp)
Орудьевское торфопредприятие в 1935 году не имело ни производственных, ни административных зданий. Управление предприятия находилось в доме Н. Я. Федотова в Орудьево и арендовало сарай, находящийся на месте расположения магазина Орудьевского сельпо. Это был материальный и продовольственный склад. Рабочие и служащие жили в домах колхозников в с. Орудьево, в деревнях Михали, Княжево. Руководство предприятием в то время осуществлялось директором Михайловым Петром Трофимовичем, главным инженером Шумихиным Дмитрием Алексеевичем и помощником директора Выборовым Иваном Михайловичем.
Труд на болотах применялся исключительно ручной, о механизации в то время не могло быть и речи. Добыча кускового торфа требовала большого количества рабочей силы. Рабочие вербовались из районов Рязанской и Воронежской областей по 1000-1200 человек в год. Только в 1940 году предприятие получило элеваторные машины по добыче торфа.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC81ZS9kMC8yMTEyNTAwMTY2Njc3MTQ5My5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC8zYS81NC83OTMzOTkzMTY2Njc3MTQ5Ny5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9lZS9jZS8zMTM5NzM1MTY2Njc3MTUwMS5qcGc.webp)
В это же время на Орудьевском торфопредприятии начинают производить торфяные брикеты - прочные куски торфа одинаковой формы. Для этого торф предварительно размельчали, сушили, а затем прессовали. Готовые брикеты активно применялись для отопления как частных домов, так и в качестве основного топлива для всевозможных котельных - от электростанций до школ и больниц. В 1945 году завод выпускал 10 000 тонн брикета в год.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC84ZS85Ni81MDM2MjM0MTY2Njc3MTUwOC5qcGc.webp)
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC9iOC9lMy84OTM3MDk2MTY2Njc3MTUxMi5qcGc.webp)
В 1954 году начались работы по модернизации фабрики с целью увеличения ее мощности, и к 1957 году она вышла на новые проектные показатели: 24 тысячи тонн. В 1966 году была завершена вторая реконструкция производства и теперь мощность составляла 47 тысяч тонн. На предприятии в это время работало порядка 300 человек, проживающих в основном в поселке, выросшим за эти годы вокруг завода. Были рабочие и из окрестных деревень.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8xMC81MC9mZS83NjA3NTMxNjY2NzcxNTE5LmpwZw.webp)
Территория фабрики составляла около 50 тысяч квадратных метров при общей площади заводских и складских помещений менее трёх тысяч. Производственные цеха находились все в одном здании, соединённом с торфоперегрузной горкой конвейерной галереей. Также было хранилище и перегруз, соединённые с основным зданием. Южнее располагалось узкоколейное депо, трансформаторная будка, водонапорная башня (кирпичная, построена в 1957 году) и прочие сопутствующие строения.
Фабрика прекратила свое существование в 1991 году. В те годы резко снизился спрос на торф, торфоперерабатывающие предприятия повсеместно стали закрываться и Орудьевский завод не стал исключением. Какое-то время техника и цеха просто стояли, но затем металл стали растаскивать, а здания постепенно разрушились. В настоящее время старая Орудьевская фабрика не подлежит восстановлению и является памятником ушедшей эпохи.
Координаты заброшенной торфобрикетной фабрики в Орудьево: 56.448693, 37.521804