Как День народного единства связан с Подмосковьем

Общество
Свято-Троицкая Сергиева Лавра/vk.com

Фото: [Свято-Троицкая Сергиева Лавра/vk.com]

Четвертого ноября в нашей стране отмечают День народного единства – праздник, установленный в честь освобождения в 1612 году от польско-литовских захватчиков, которые стремились завладеть Москвой. Многие знаковые события тех лет происходили в городах современной Московской области. Копнем в историю вместе с экспертами.

ПОБЕДОНОСНЫЙ ТАНДЕМ

Известно, что на борьбу с захватчиками тогда призвал патриарх Ермоген. Но не только он. С таким же призывом выступил и Троице-Сергиев монастырь.

«По их призыву начали собираться народные ополчения, которые пошли освобождать Москву, – говорит главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров. – К сожалению, сегодня люди мало об этом знают. Но давайте представим, что было тогда… Царя нет, правительства и войска нет, нет казны… Почти полный крах! И здесь собираются народные ополчения».

Одним из главных героев этих событий оказался простой человек по имени Кузьма Минин, который смог повести за собой людей. Но возглавить ополчение отказался, предложив военного – князя Дмитрия Пожарского.

«Это был победоносный тандем, – подчеркнул Лавров. – А ведь это было уже второе ополчение, которое не имело права проиграть. Первое, под руководством Ляпунова, не добилось освобождения».

ПОБЕДИЛИ МЕНЬШИМИ СИЛАМИ

Кстати, Троице-Сергиев монастырь в 1608–1610 годах выдержал 16-месячную осаду интервентов, силы которых во много раз превосходили численность защитников, отмечает гид из Сергиева Посада Ольга Голубева.

«Защитники крепости, которых насчитывалось 2,5 тыс. человек, противостояли 30-тысячному хорошо обученному польскому войску под управлением гетмана Сапеги и пана Лисовского, – говорит Голубева. – Ни обстрел из 63 орудий, ни многочисленные штурмы и подкопы, ни нехватка дров, ни эпидемия, разразившаяся из-за нехватки питьевой воды и большой скученности народа, – ничего не могло поколебать защитников крепости».

Монастырь оставался верным Василию Шуйскому, который занимал тогда русский престол, даже при том, что часть страны и сама Москва были заняты поляками.

ЛЕГЕНДЫ КОЛОМНЫ

А вот с Коломной связана история женской фигуры Смутного времени – Марины Мнишек. Польская дворянка, жена Лжедмитрия I (а затем и Лжедмитрия II). С лета 1611-го по лето 1612 года она жила тут вместе с сыном – ждала отряд атамана Заруцкого, который воевал на стороне поляков. Об этом напоминает коломенский краевед и экскурсовод Михаил Воробьев.

«Заруцкий разграбил город и, по преданию, двинулся дальше – на юг, – говорит Воробьев. – Он был захвачен идеей посадить Маринку на царский престол. В результате Заруцкого повесили. Погиб и сын Мнишек. Что случилось с ней самой, точно неизвестно. Но с ее пребыванием в Коломне связано множество легенд. По одной из них, Мнишек заключили в одну из башен Коломенского кремля, которую даже назвали Маринкиной».

Краевед уточняет: если Коломна признала власть Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, то соседний Зарайск оставался верным царю Василию Шуйскому, ведь воеводой там был Дмитрий Пожарский.