«Все началось три года назад»: сотрудник Wildberries раскрыл истинные причины «бунта»

Эксклюзив
Общество
Кирилл Каллиников/РИА Новости

Фото: [Кирилл Каллиников/РИА Новости]

Скандал вокруг Wildberries продолжает набирать обороты. 15 марта в нескольких городах России началась забастовка пунктов выдачи компании - они не открылись и не обслуживают клиентов в знак протеста. Об этом сообщают СМИ. Напомним, что сотрудники и владельцы ПВЗ Wildberries «бунтуют» против огромных штрафов, введенных против менеджеров за бракованные товары, ответственность за которые должна лежать на продавцах или сотрудниках складов.

Менеджер пункта выдачи Wildberries Карина (имя изменено) рассказала обо всех проблемах компании. Карина работает на маркетплейсе уже 3 года, и за все это время она прошла через все критические нововведения. По ее мнению, к сегодняшнему «бунту» привело недовольство сотрудников, которое копилось несколько лет.


- Когда условия работы в Wildberries начали ухудшаться?

- Еще с 2021 года начались непонятные подвижки. По слухам, это связано с изменением руководства, но мы не знаем, правдивы ли они. Тогда в Новый год многим сотрудникам не заплатили большую сумму зарплаты. Некоторым менеджерам не доплатили около 80 тысяч каждому.

- За что была удержана такая сумма?

- По регламенту, принять вещи, которые привозят в пункт выдачи, нужно за час. Неважно, нужно принять 50 вещей или 1000, менеджеры должны были уложиться за час. Многие не укладывались за этот час, и они лишились зарплаты.

- Как тогда сотрудники ПВЗ отреагировали на это?

- Писалась петиция, что сотрудникам Wildberries не выплатили большую часть зарплаты. Тогда начальство возместило удержания, но не в полном размере и не всем. Это было только начало.

- Что было потом?

- 2022 год был тоже очень странным в плане нововведений. Выплату заработной платы перевели на ежедневный формат, и средства поступали не на счет в банке, а в личный кабинет. У менеджеров он такой же, как у обычных клиентов. Мы им пользуемся и как покупатели, и как сотрудники. И уже оттуда выводим деньги на свои карты.

- А когда начались штрафы, из-за которых и произошел конфликт?

- В тот же год. Тогда произошли самые большие изменения, которые взбаламутили абсолютно всех сотрудников. Нас депремировали по коллективной ответственности. То есть, если клиенту пришел товар в недокомплекте, грязный или с другими дефектами и менеджер ставил в причине возврата «брак», штрафовали всех, кто прикасался к этому продукту. Тогда сказали, что склад платит большую часть от этого штрафа, а менеджеры только 20%. Я тогда получила 30 тысяч удержаний с августа по декабрь 2022 года.

- Ведь примерно в это же время ввели и платные возвраты товара. Как это отразилось на вашей работе с клиентами?

- Сейчас в программе мы даже не можем отметить, что продукт пришел с браком, и вернуть его на склад. Вместе с этим ввели платный возврат товара - даже если клиенту пришел испорченный продукт, он должен за него заплатить. И у всех эта сумма была разная. Люди теряли деньги, не получая ни товаров, ни адекватных ответов от службы поддержки.

- В вашей практике были примеры, когда клиент терял большую сумму?

- Моей клиентке пришла испорченная компьютерная мышь со склада за 4000 рублей. И компания не хочет одобрить заявку на возврат. Прошло 2 недели, и она уже не может вернуть свои деньги. Многие покупатели уходят на другие интернет-площадки, я сама как клиент не хочу здесь ничего заказывать. Я не хочу платить за плохие товары.

- И как вы адаптировались в таких условиях работы?

- Сейчас пресекают любые методы «выживания» на пункте выдачи или на складе. Мы видели подотчеты. Люди получают такие штрафы, что они всю жизнь могут работать и не выплатить их.

- Когда ввели штрафы в размере 100% стоимости бракованного товара, из-за чего и произошли «бунты» со стороны сотрудников и владельцев ПВЗ?

- Это очередное нововведение. После Нового года нам уменьшили зарплату. Также с нас теперь списывают 100% стоимости бракованного товара. То есть, если у кого-то за день было брака на 30 тысяч рублей, то человек может месяц этот день отрабатывать. Также в начале марта мы не могли вывести зарплату, пока баланс в нашем личном кабинете отрицательный. А с этими штрафами он почти всегда отрицательный. 13 марта нам пришло уведомление, что с 16 марта вступает в силу это нововведение. Хотя оно уже вовсю действовало. Также мы получаем штрафы до 1000 рублей, если у ПВЗ низкая оценка от пользователей.

- Может быть, вам помогает руководство? Идет к вам навстречу и содействует в аннулировании удержаний?

- Руководство отмалчивается, абсолютно не хочет помогать в этой ситуации. Моей сменщице повесили долг в сентябре за коробку, которая не пришла на наш пункт выдачи. Она отвоевала этот долг. Уже в декабре ей заново повесили долг за эту коробку. Произошло то же самое, и с нее сняли долг. Но отрицательный баланс на счете у нее так и остался. Сейчас идет уже третий месяц, она почти выплатила долг за эту коробку, которую она даже не брала в руки. Никто не может ей помочь. От руководства поступил лишь один-единственный ответ, что это баг программы, что самого долга нет, просто висит минус. Но они с этим ничего не могут сделать. А девушка платит примерно 30 тысяч из своего кошелька.

- Вы рассказали, что штрафы получают сотрудники склада и пунктов выдачи заказов. А водители? К ним вводятся какие-либо санкции?

- Водители остаются почти неприкасаемыми. Была ситуация, когда водители наворовали у нас на полтора миллиона рублей. На них возбуждено уголовное дело. Но у менеджеров есть долги за некоторые из этих украденных товаров, и они ничего не могут с этим сделать.

-Удалось хоть раз вернуть утраченные средства?

- Никогда не было возмещений за депремирования. Это никак нельзя оспорить. Эти деньги просто списывают, мы ничего не можем с этим сделать. Мы уже распрощались с деньгами. Люди не хотят работать, потому что просто не платят деньги.

- Что вы планируете делать дальше?

- Я очень люблю мою работу. Сейчас я хочу продолжить бороться за положительные изменения. Если не даст никаких плодов, уволюсь и уже более открыто буду рассказывать о всем, что происходит и какое отношение к людям в этой компании.

Ранее три сотрудника Wildberries рассказали обо всех ужасах их работы.