Никольская церковь в селе Домодедово

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя.

Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы.

С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIIIстолетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

Царица отнеслась к строительству храма с большим вниманием. Существует предание, будто Анна Иоанновна лично вмешивалась в работу зодчих. Когда с построенной в селе церкви сделали деревянную модель и отвезли ко двору, то, осмотрев ее, царица осталась недовольна видом колокольни. В спешном порядке уже законченная колокольня была разобрана до основания и на ее месте построена новая – более высокая и со шпилем. Императрица давала указания строить храм «без замедления, чтоб в том строении не случилось никакой остановки», но строительство все-таки затянулось на годы. Только в 1741 году, уже после кончины Анны Иоанновны, храм был освящен.

Через сто лет в 1840-е годы Никольскую церковь в Домодедово частично перестроили: была сооружена новая колокольная и теплая трапезная с двумя приделами. Южный придел освятили в честь Рождества Христова, а северный – в честь Московских святителей. В таком облике храм дошел до нашего времени.

В книге «Святыни земли Домодедовской», составленной на основе материалов краеведов Г.Ф. Гарина, Б.И. Тимофеева и Н. А. Чулкова, описан любопытный факт, связанный с Никольским храмом. В 1912 году в селе Яковлево была построена деревянная Скорбященская церковь, которую приписали к Никольскому приходу в Домодедово. Храмоздателем стал богатый набожный крестьянин Иван Васильевич Голованов, в семье которого произошло чудо. Его жена и маленький сын внезапно выздоровели, когда врачи уже считали их безнадежными. Голованов принял это событие как милость Божию и на свои средства построил деревянную церковь в честь Божией Матери и ее чудотворной иконы «Всех скорбящих радость».

В строительстве каменного храма Николая Чудотворца принимали участие видные архитекторы своего времени. В 1730-е годы это были Иван Иванович Шейден (он же Иоганн Готфрид Шедель), Алексей Петрович Евлашев –.автор нескольких замечательных подмосковных церквей (в селе Ильинском Красногорского района и селе Вишняково Раменского района). В 1840-е годы возведением новой колокольни занимался архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, известный участием в создании Богоявленского собора в Елохово (Москва). Отдельного упоминания заслуживает немецкий зодчий Иоганн Готфрид Шедель.

И.Э. Грабарь посвятил Готфриду Шеделю главу в своей многотомной «Истории русского искусства» и определял его значение следующими словами: «Творец Ораниенбаума и виновник второго расцвета украинского зодчества несомненно дождется когда-нибудь более подробного исследования, чем настоящая краткая заметка, впервые открывающее самое имя этого незаслуженно забытого артиста, крупнейшего после Шлютера среди немецких зодчих Петра Великого».

Готфрид Шедель приехал в Россию в 1713 году по приглашению упоминавшегося уже петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В России немецкий архитектор получил имя Ивана Ивановича Шейдена и стал «придворным княжим архитектором» Меншикова. Он строил по его заказу грандиозные проекты в Санкт-Петербурге и окрестностях: дворец на Васильевском острове и загородные дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.

После опалы своего высокого покровителя Иоганн Шедель переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где участвовал в постройке Благовещенской церкви на Житном дворе в Московском кремле (не сохранилась до нашего времени). В этот краткий московский период Шедель, вероятно, проектировал и церковь в селе Домодедово. Но уже в 1731 году немецкий зодчий переехал в Киев, где снова плодотворно работал: он спроектировал множество построек в Киево-Печерской лавре, в том числе монастырскую колокольню. Шедель много раз просил российских правителей разрешить ему вернуться в Германию, но, подобно многим иностранным архитекторам, в России он оказался как в плену. Иоганн Готфрид Шедель так и скончался в Киеве, не увидев родных мест.

В Подмосковье приделы, посвященные Московским святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену существуют только в Серпухове во Введенском Владычнем монастыре и в Никольском храме села Домодедово. Память святителей московских церковь празднует 18 октября по новому стилю. Этот единый праздник в честь избранных митрополитов московских, живших в разные эпохи, был установлен в 1596 году. Сначала к их числу относилось только трое: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к этому лику был причислен митрополит Филипп, а последним в 1913 году – патриарх Гермоген.

Святитель Петр в 1325 году по просьбе князя Ивана Калиты перенес кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело значение и для истории Русского государства, центр которого формировался теперь именно в Москве.

Святитель Алексий (в миру Елевферий Бяконт) стал митрополитом в 1354 году. В тот период Русская церковь оказалась расколота на две митрополии (с центрами в Москве и Литве). Митрополит Алексий основал три монастыря в Москве: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевскую обитель. Он занимал кафедру во времена преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского.

Святитель Иона стал первым митрополитом, которого утвердил собор русских архиереев без согласия Константинопольского патриарха. Ставленник греков на русскую кафедру Исидор участвовал в печально известном Флорентийском соборе 1438 года, предал православие, поддержав уход греческой церкви в подчинение Римскому папе. Собор русских архиереев не согласился с решением Исидора, отказался признавать его своим митрополитом и возвел на кафедру святителя Иону.

Митрополит Филипп (в миру Федор Колычев) служил в царствование Ивана Грозного. Он выступал против политики опричнины, обличал жестокого царя за то, что тот самочинно надевал монашеские ризы. Митрополит Филипп скончался мученически: он был задушен в 1569 году Малютой Скуратовым в тверском монастыре, куда был незадолго до этого сослан за свою непреклонность.

Патриарх Гермоген в период нашествия в Москву Лжедмитрия и польских захватчиков призывал народ не менять православной веры, не подчиняться королю. Он был заморен голодом поляками в заточении в 1612 году. Известен он и тем, что, будучи митрополитом в Казани, способствовал прославлению одной из самых почитаемых русских икон – Казанской Божией Матери.

Примечательно, что два святителя из пяти имеют отношение к этой же части Подмосковья, где расположено село Домодедово. Святитель Алексий (Бяконт), возможно, родился в родовой вотчине недалеко от современного Подольска, а одним из владений рода митрополита Филиппа было село Колычево (городской округ Домодедово).