Сокровища боярина Вельяминова

Филипп Терец / Подмосковье сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]

Мы уже не раз бывали в Клину и писали о его достопримечательностях - известных и не очень. Это история божедомского стеклянного завода, знаменитый магазин под часами, старинное паровозное депо и т.д. Наконец пришло время рассказать историю, которую клинские краеведы считают чуть ли не самой главной легендой своего города, однако кроме самих краеведов и искателей приключений о ней все еще мало кто знает.

Никакой другой вид преданий не волнует воображение так сильно, как легенды о несметных сокровищах, спрятанных кем-то, но так до сих пор и не найденных. Чего стоит только клад Наполеона! Согласно сохранившимся дневниковым записям нескольких французских офицеров, Наполеон, отступая из Москвы, утопил награбленное добро (бриллианты, жемчуг, золото и серебро) в одном из озер Смоленской области, так как по размытым дорогам едва сам успевал ноги унести - было уже не до сокровищ… С тех пор клад ищут по всей Смоленщине, но пока безуспешно. В Клину есть своя похожая легенда, но еще более древняя.

Дело было зимой 1569 года - в самый разгар опричнины Ивана Грозного. Завершив карательные операции среди бояр, князей и приказных людей, царь переключился на целый город - Великий Новгород - который, согласно доносу, якобы собирался уйти под власть польского короля, а также низвести с престола самого царя. Военный поход Ивана Грозного против Новгорода и последующие печальные события стали одной из самых грустных страниц истории России.

Новгородская элита того времени была уже достаточно наслышана о зверствах царя, так что когда речь зашла об их городе в таком ключе - им не нужно было долго анализировать политическую ситуацию, чтобы принять верное решение. Многие покинули город заранее и благодаря этому спаслись.

Необходимые выводы сделал и зажиточный новгородский боярин Никита Федорович Вельяминов. Первым делом он собрал все свои богатства, представляющие собой разнообразные фамильные драгоценности, две дюжины сундуков с золотой и серебряной утварью, неограненные изумруды и сапфиры, древние книги и кожаные кошели с иноземными монетами. Прятать их в городе было бесполезно, да и оставаться в Новгороде, надеясь на милость жестокого царя, Никита Федорович не планировал. Поэтому он замаскировал свое добро в нескольких телегах под партию пеньки, а затем выехал из города под видом обычного торгового обоза.

Впервые услышав эту историю, мы были уверены, что боярин подался куда-нибудь подальше от Ивана Грозного и его опричников - в то же Литовское княжество, ведь до него от Новгорода в те времена было рукой подать. Но у Никиты Федоровича явно был какой-то иной хитрый план, так как поехал он неожиданно прямо в сторону Москвы. Возможно, боярин надеялся, что слухи о военном походе на Новгород так и останутся просто слухами, а потому не хотел сжигать за собой все мосты.

Так или иначе, но как Вельяминов со своими богатствами оказался в подмосковном Клину? Краеведы считают, что боярин, немного отъехав от Новгорода к берегам озера Ильмень, перегрузил свою «пеньку» на ладью и дальше пошел водным путем по реке Мста, преодолел волок у Вышнего Волочка, после продолжил идти по реке Тверце до Торжка, где провел около недели. Затем по той же Тверце вышел в Волгу, свернул в Дубну, а из нее в Сестру, по которой и поднялся до самого Клина - в те времена небольшого города, известного как военный форпост в недавнем прошлом, а в настоящем - центр торговли и ремесел.

Сейчас река Сестра, на которой стоит Клин, уже давно не судоходна - по ней ходят разве что на байдарках, но в те времена и вплоть до начала XX века увидеть на ней небольшой речной корабль было обычным делом. Тому есть свидетельства в многочисленных исторических записях и рисунках, один из которых принадлежит перу австрийского дипломата Августина Мейерберга. В своем путешествии в Россию он побывал в Клину и даже нарисовал город с натуры в своем альбоме.

wikipedia.org, общественное достояние

Рисунок сохранился, а внимательный читатель заметит на нем навигационный знак, стоящий на берегу - старинную семафорную мачту. Петр I тоже ходил по Сестре на небольшом кораблике, вынашивая идею о соединении Москвы с Волгой через несколько небольших рек. Таким образом боярин Вельяминов не сделал ничего необычного, приплыв из Новгорода в Клин на небольшом торговом судне - это не могло вызвать каких-либо подозрений. Но дальше вопросов у краеведов больше, чем ответов. Почему Клин? Планировал ли он тут остаться или хотел двигаться куда-то дальше?

Согласно легенде, Вельяминов спрятал сокровища в дремучих лесах под Клином, а сам слег с тяжелой простудой, из-за чего был вынужден остаться в городе, где его и обнаружили отряды опричников. По одной из версий Ивану Грозному кто-то донес об истинном грузе на корабле Вельяминова, за что царь долго пытал его, пока тот не умер, так и не раскрыв местоположения спрятанных сокровищ. Другая версия гласит, что боярина просто казнили, признав в нем представителя новгородской знати. Так или иначе, но след сокровищ исчез.

Искать их начали почти сразу, а легенда стала известной в том числе и за пределами России. Так литовский полковник Вас Соколовский, неудачно осаждавший Клин в 1617 году в ходе очередной русско-польской войны, велел своим отрядам искать клад Вельяминова по окрестным лесам, но вскоре был вынужден отступить ни с чем. В начале 1812 года клинский помещик и собиратель старинных сказаний Александр Карцев хотел организовать крупную поисковскую экспедицию, основной целью которой должен был стать все тот же клад, о чем даже написал в московское генерал-губернаторство, но начавшаяся война с Наполеоном помешала его задумкам. Говорят, что помещик был в итоге убит солдатами, которые тоже хотели найти сокровища и в какой-то момент решили, что Карцев их водит за нос. В начале XX века историк Станислав Пшисемкий, изучавший земские архивы и пытавшийся восстановить события четырехсотлетней давности, пришел к выводу, что свои богатства Вельяминов либо утопил в Сестре, либо спрятал в таинственных подземельях Клина, о которых тоже сложено немало легенд.

В более позднее время особое внимание уделялось как раз клинским подземельям. В 30-х годах чекисты закрыли древнюю Успенскую церковь, а затем на протяжении нескольких месяцев что-то в ней делали. Говорят, что из-под земли в то время доносились глухие удары, по ночам в церкви горел свет. Фашисты в 1941 году тоже что-то очень активно искали в подземельях, но вскоре их выбили из города. О каких именно подземельях речь и где они находятся - никто не знает. По одной из версий под Клином есть целый подземный лабиринт, вход в который находится где-то в Торговых рядах в центре города, в Успенском соборе, под еще несколькими историческими зданиями, а также за пределами старого города. Насколько это соответствует действительности - остается только догадываться, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Поэтому вполне возможно, что сокровища боярина Вельяминова действительно существуют, а многовековая тайна однажды будет раскрыта.